В детстве я случайно услышала рассказ бабушки о том, как в больнице умирал ее отец. Мой прадед был врачом, и прекрасно понимал, что с ним происходит. Она говорила какой-то приятельнице, что в какой-то момент он попросил всех родных спеть хором его любимую песню. Я запомнила название: «Высокие горы». Прошло очень много лет.
Click to view
Собственно, вот она, эта самая ария Саро из оперы «Ануш». Молодой пастух ждет неминуемой смерти, и прощается с горами, которые знают его с малых лет, видели все его жизнь, и вот теперь станут свидетелями его смерти. Так мне стало понятно, почему прадед попросил именно эту песню.
Охватило такое чувство, как будто я сделала грандиозное открытие. А что, таки было - семейная легенда обострила ощущения при прослушивании.
Лучшим исполнителем роли Саро остается по сей день Авак Петросян (1903-2000). Певец обладал уникальными вокальными данными и очень деликатной манерой исполнения.
Как-то раз во время визита в Ереван, Анастас Микоян пожелал посмотреть «Ануш». Ему не сказали, что исполнитель главной роли лежит в больнице, ведь Микоян заявил, что всю оперу он готов прослушать ради одной-единственной арии Саро в исполнении Авака Петросяна. Певцу сказали, что мол, очень нужно. Привезли. Взяв последнюю ноту, артист удалился за кулисы и рухнул без сознания.
Слава богу, пошел на поправку, пережил и Микояна, и всех умников, которые не додумались просто сказать, что артист болеет, все таки девяносто семь лет прожить, это надо уметь. И, кстати, так и не вступил в партию. Уникальный был человек. Не зря его в Московскую Консерваторию без экзаменов приняли. Но об этом в следующий раз.