Помилуйте, господа, какой Тарковский? Самый арт-хаусный советский фильм - это «Аленький цветочек». Фильм снят по одноименной сказке Сергея Аксакова и с элементами романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Я вообще не понимаю, как такая прелесть не стала культовой?
Весь фильм как непрерывный сон. Все снятся всем. Старый Русский мир, и область Нави, в которой живут люди в пудренных париках да камзолах. Купец проникает в него на лодке, пересекая реку. Ну, очевидно же какую? Приезжает, а там призрак на призраке сидит и призраком погоняет.
Старая перечница очень напоминает брошенную старуху-невесту из «Больших надежд», с ее рассыпающимся замком, разбитой любовью и маниакальными замашками. Даже юная дева появляется в замке - маленькая Аленушка, дочь купца. Но тут ситуация, конечно, противоположная - она учит не соблазнять мальчиков, а бежать от них, чтобы старой перечнице больше досталось.
А еще у нее старый слуга и раздвоение личности. Слуга ведет себя как ворчливый дядюшка. Постоянно дерзит госпоже и совершенно не стесняется говорить ей неприятное:
Вообще, в этом фильме скрытых смыслов целый океан. Как глубоких, серьезных - тема туманного диалога двух культур, Старого Русского мира с Западом (а точнее не с самим Западом, а с представителями собственной культуры ушедшими в западную эстетику), тема Затаенной Памяти.