В Ереване сняли современную версию культовой повести Александра Ширванзаде «Хаос» 1898 г. Действие романа перенесено из Баку 1890-х в Ереван десятых годов ХХI века.
Click to view
«Маркос Алимян скончался, с чем нас всех и поздравляю!»
Почему культовое: «Хаос» написан сто лет назад, а читается на одном дыхании, потому что точно описывает всю жутковатую правду о людях.
Click to view
Писатель сделал это так мастерски, что и спустя сто лет роман читается на одном дыхании. Вообще, вся армянская литература конца XIX века обрела в наши дни новую актуальность. Общество в Армении разделено на очень богатых и очень бедных, и сегодня мы сами проживаем ситуации, знакомые нашим прапрадедам. Именно поэтому начиная с середины нулевых в Армении сняли несколько коммерческих экранизаций известных романов этого же периода: «Убитая голубка» Нар Доса, «Артист» Ширванзаде, «Дневники Крестокрада» Раффи и даже сказки «Анаит» Газароса Агаяна. «Хаос» хоть и вышел уже в пост-бархатной Армении, хоть и задуман был раньше.
Click to view
Сцена на похоронах из фильма 1973 года.
В основу сюжета легли реальные события, свидетелем которых Александр Ширванзаде стал в восьмидесятые годы XIX столетия. Они легли в основу двух его произведений: повести «Хаос» и пьесы «Из-за чести».
В целом о сериале
Нужно понимать, что нынешний «Хаос» - сериал, и сериал коммерческий. Снят он по всем законам жанра: очень много диалогов, очень много фарфора, бронзы и мрамора в кадре, типовые планы.
И все-таки это не просто сериал, а экранизация Ширванзаде, и уже только этим достойно внимания. Потому что Ширванзаде - это о нас с вами. А сериал «Хаос» - о нас с вами сегодня. Тем более, что сценарий написан очень хорошо, с большой любовью как к источнику, так и к родному городу и его далеко не идеальным, но таким живым персонажам.
В армянской повести самая важная фигура: мать семейства. Шакэ Тухманян отметила в одном из интервью, что ей было очень интересно работать над ролью, при том что сценарист Анна Агасарян сделала персонаж менее скорбным, чем у Ширванзаде и более волевым. Именно по ней видно, как изменились женщины за сто лет.
Click to view
В первых сериях молодые артисты, исполняющие главные роли, несколько проигрывают старой гвардии. Не только исполнителям четы Алимянов Рафаэлу Котанджяну и Шакэ Тухманян, но и второстепенным персонажам, сыгранным взрослыми артистами. Интересно наблюдать, как постепенно их скованность проходит, и они лучше вживаются в роли с каждой новой серией.
Что нового
Смбата Алимяна, сыграл известный комик Мкртич Арзуманян. Артист без малого двадцать лет был лицом индустрии армянского юмора - в дуэте с Айком Марутяном. Но после Бархатной революции Марутян стал мэром Еревана, а Арзуманян исполнил первую в своей жизнь драматическую роль. Объединяет артистов одно - похоже они оба переросли свои юношеские псевдонимы Айко и Мко.
Хорен Левонян впервые в роли отрицательного персонажа, главного злодея Исаака Марутханяна, зятя Алимянов.
Еще один дебют - Анна Егоян, известная как автор инстаграм-канала и ряда проектов, посвященных поэзии. Анна сыграла Шушаник, и похоже в армянском кино появилась новая первая красавица.
Лучшая любовная пара
Микаэл и Ануш самая живая пара. Сос Каренович Джанибекян прекрасен в роли героя-любовника, что неудивительно, и есть в кого. А Эмму Манукян можно назвать лучшей молодой актрисой в проекте. Ее Ануш живая женщина из плоти и крови, очень характерная и без перегибов.
Click to view
Сравним с папой в фильме 1973 года. В любовных сценах КаренаДжанибекяна снимали не с такой старательностью, как в сценах о мужских интригах, поэтому я выбрала эпизод, где он беседует с Смбатом - Сосом Саркияном - о наследстве.
Click to view
Особенности адаптации
Антонина Ивановна стала Ниной. Против брака с ней родители возражали, поскольку она старше Смбата на пять лет и разрушила ради него свою семью, а вовсе не потому, что она не армянка.
Забавно, что и в книге и в сериале, жизнь Микаэла проходит в КЛУБЕ и в обоих случаях это органично эпохе. Девиц варьете органично заменяют красивые девушки, о которых целомудренно предполагается, что они стриптизерши. Целомудренно, потому что мы не видим их у шеста, а только в гримерной за сплетнями. Вообще болтовня горожан прекрасна: все, как в жизни.
Марк Алимян - бакинец. В восьмидесятые, когда ничего не предвещало, отказался переехать в Ереван. В сериале сохранен главный символ этого персонажа, старые трехи, в которых он когда-то пришел из деревни в Баку чтобы стать миллионером. Он завещает положить в гроб этот символ своих первых шагов к успеху, но о старом сундуке в углу темного подвала ближние забыли - лишь город постоянно сплетничает о том, что Алимян хранит в нем слитки золота и пару старых кожаных трех. Вот и в сценарии - действие из Баку перенесено в Ереван, вместо экипажей - автомобили, вместо газет - фейсбук. И только старые трехи Алимяна остались неизменны. И пожалуй, незаменимы.