Продолжение

Jun 12, 2009 07:31



3. Творения “отцов” языческой “Церкви” (от Иванова-Скуратова до Иванова-Истархова)
[к началу]

Первым по времени “отцом” неоязыческой “Церкви” следует, видимо, считать эмигранта Ю. Миролюбова, уже проявлявшего склонность к принятию исконно славянских верований, как они предстают во “Влесовой книге”, в качестве религии для себя (в некотором соединении, правда, с историческим Православием). В книге “Прабабкино ученье” (которая была опубликована в Мюнхене уже после его смерти) Миролюбов писал: “Наши далекие пращуры ведийцы имели религию, которую иначе как “прахристианством” назвать невозможно. Эту религию русский человек воплотил в обычаях старины, а Православное Христанство дало лишь догматическое и моральное утверждение этой религии, выражаемое иными словами”. 19



В России первые язычники появились в 70-е годы. Пламенный противник христианства Анатолий Иванов (псевдоним - Скуратов) является фактически самым первым заметным отечественным представителем неоязычества. Сам он, правда, обычно возражает против характеристики своих религиозно-философских взглядов как “языческих” или “неоязыческих” (поскольку отождествляет язычество непременно с политеизмом), но соглашается с их определением как “зороастрийских”, “авестийских” или “индо-иранских”.

В 1978 году А. Иванов-Скуратов написал и распространил в самиздате публицистическую статью “Христианская чума”, от появления которой следует, видимо, отсчитывать историю неоязычества в России. (В 1994 году статья была опубликована под новым названием “Христианство как оно есть” в совместном с Николаем Богдановым сборнике “Христианство”).

Ни о Даждьбоге, ни о Стрибоге у Иванова-Скуратова еще ничего не было, но он выдвинул постулат, который впоследствии стал лейтмотивом неоязыческой публицистики: “Из всех духовных эпидемий, когда-либо поражавших человечество, самой страшной было - и, к сожалению, остается, - христианство. Оно унесло и в прямом и в переносном смысле столько жизней, что по с равнению с ним даже “черная смерть”, опустошившая Европу в XIV веке, может показаться малозначительным событием. Откуда взялась на наши головы эта напасть? Главным бациллоносителем явилось еврейство, с которым христиане, как бы ни дрыгались, навсегда связаны неразрывной цепью”. 20

В настоящее время А. Иванов является заметным публицистом национал-патриотического лагеря и возглавляет московское отделение объединения “новых правых” интеллектуалов “Европейская синергия” (с центром в Брюсселе), проявляющего интерес и симпатии к возрождаемым “этническим” и “природным” религиям. Вместе с двумя другими московскими членами “Европейской синергии” - Владимиром Авдеевым (автором книги “Преодоление христианства” и редактором-составителем националистическо-расистского сборника “Расовый смысл Русской Идеи”) и Павлом Тулаевым - А. Иванов издает журнал “Атеней”. Несколько ранее (до 2001 г.) синергисты оказывали решающее интеллектуальное влиние на “журнал правой перспективы” “Наследие предков”, близкий к профашистской Народной национальной партии (ННП).

Другим представителем раннего неоязычества был преподаватель семитских языков (арабского и иврита) Валерий Емельянов. Начинал он также с антисемитизма и обусловленного им антихристианства. В 1978-1979 годы В. Емельянов написал и распространил в самиздате книгу “Десионизация”, в которой изложил заимствованную из “Протоколов сионских мудрецов” концепцию мировой истории как арены борьбы евреев и их “масонской агентуры” против остального человечества. В Москве “Десионизация” распространялась в виде ксерокопированной книги, иллюстрированной фотографиями картин художника-неоязычника Константина Васильева (“Илья Муромец борется с христианской чумой” и т.п.).

В апреле 1980 года В. Емельянова арестовали по обвинению в убийстве и расчленении топором собственной жены, а в сентябре 1980 он был признан невменяемым, судим заочно и посажен в Санкт-Петербургскую спецпсихбольницу. После освобождения в 1986 году и недолгого сотрудничества с православными националистами в рамках Патриотического объединения “Память” Дмитрия Васильева, В. Емельянов создал свою собственную организацию антихристианской и языческой ориентации - Всемирный Антисионистский и Антимасонский Фронт “Память” (ВАСАМФ “Память”) - на основе проекта Устава ВАСАМФ, опубликованного им еще в “Десионизации”.

С конца 1991 года “Память” Емельянова именовала себя «Обществом “Память”» - такое сочетание ранее не было официальным самоназванием ни одной из многочисленных группировок “Памяти”, но широко использовалось журналистами как нарицательное обозначение всех ветвей национал-патриотческого движения. Языческая “Память” призывала “истребить всех евреев до единого” и выступала за установление в России монархии во главе с династией потомков Сталина (на престол Емельянов предлагал внука Сталина - полковника в отставке Евгения Джугашвили).

В мае 1999 года В. Емельянов умер, его малочисленное Общество “Память” исчезло, но от “Памяти” В. Емельянова во многом происходят “Московская языческая община” Александра Белова (он же волхв Селидор), община Алексея Добровольского (он же Доброслав, автор примечательного текста конца 80-х гг. “Стрелы Ярилы”), Русская партия России (РПР) Виктора Корчагина, а такжа группа “Русская Правда” Александра Аратова (Огневед).

В конце 70-х - начале 80-х годов популяризатор “Влесовой книги” в России журналист Валерий Скурлатов также стал отчасти склоняться к язычеству. Соединив “Влесову книгу”, отдельные элементы православия и ислама, а также учение Николая Федорова о “воскрешении предков”, В. Скурлатов позже пришел к синтетической квазирелигиозной доктрине, которую он сам называет “Правой Верой”.

Примерно тогда же стал антихристианином художник-диссидент Игорь Синявин. Считать самого Синявина славяно-русским неоязычником можно только с натяжкой (он скорее пантеист), но написанный им в 90-е годы антихристианский катехизис “Стезя Правды” вошел в комплект творений “отцов” неоязычества наряду с “Христианской чумой” Иванова-Скуратова, “Десионизацией” Емельянова, “Стрелами Ярилы” Добровольского. (И. Синявин умер в феврале 2000 года.)

Ближайший ученик В. Емельянова и друг И. Синявина язычник-нацист Алексей Добровольский живет в настояшее время с сыновьями Сергеем (языческое имя Родостав) и Александром (Вятич) в деревне Весенево Шебалинского района Кировской области, куда он переселился из Москвы, после чего Весенево стала центром паломничества неоязычников со всей России. Его сын Сергей Добровольский-Родостав весной 2001 года был избран главой администрации Шебалинского района.

Параллельно с Москвой другим центром язычества становится в годы “перестройки” Ленинград. Первым питерским язычником считается преподаватель философии и научного коммунизма, кандидат философских наук Виктор Безверхий (он же “Дед” и “волхв Остромысл”). В. Безверхий ввел в широкий оборот термин “ведизм”, идущий от Ю. Миролюбова.

Уже в 1986 году В. Безверхий создал тайное “Общество волхвов”, в которое в основном вошли его ученики из числа курсантов военных училищ. В декабре 1988 г. Безверхий получил предупреждение от КГБ о недопустимости распространения фашизма и организации боевых групп. В июне 1990 года под влиянием В. Безверхого группа национал-патриотической молодежи, ранее участвовавшая в деятельности “Памяти” и некоторых других национал-патриотических организаций, создала общество “Союз Венедов”, в котором Безверхий стал фактическим идеологом и лидером.

22 октября 1990 Дума Союза Венедов приняла решение о поддержке московского Движения Русское Национальное Единство (РНЕ) Александра Баркашова. В 1991 году члены Союза Венедов составили основной костяк петербургского отделения Русской партии.

В марте 1993 года Союз Венедов объявил себя неполитической “инициативной группой представительства новой конфессии”.

В 1992-95 гг. Безверхий подвергался судебным преследованиям по обвинению в разжигании межнациональной вражды, но был дважды оправдан судом.

Идеология Венедов, которую В. Безверхий назвал “ведическим мировоззрением”, строится на основе произвольной реконструкции древнеарийской религии, отождествляемой со славянским язычеством. Венеды называют себя то религиозной общиной, то “историко-культурным обществом”, то “научно-исследовательским институтом”, то признают язычество “религиозной конфессией”, то отрицают это. Фактически это мистико-политическое объединение неоязыческой и профашистской ориентации.

После смерти В. Безверхого (в сентябре 2000 г.) Союз Венедов продолжает существовать, хотя и стал менее заметен. 21

Параллельно и независимо от Союза Венедов в Ленинграде/Санкт-Петербурге зародилась и другая, более интеллектуализированная версия “Русской Веды”, именуемая также “аутентизмом”. Автором этой версии стал психотерапевт и проповедник трезвости Сергей Семенов, лидер Духовного союза “Тезаурус” и теневой идеолог целого ряда других петербургских объединений культурно-оздоровительного, мистико-философского и отчасти политического характера: Клуба Психической культуры, Добровольного общества “Оазис”, клуба “Россы”, Ленинградского мужского клуба, Русского освободительного движения (РОД), Гуманистической партии.

Семенов определяет свою “Русскую Веду”, или “аутентизм”, как “учение, ориентирующее человека на достижение максимально доступной ему собственной гармонии, ведущее к уверенному, спокойному существованию в единстве родовой, индивидуальной истории и мира во всей его полноте”, как “целостное духовное учение со своей диетологией, гигиеной, психотехникой”... “Быть аутентичным - быть подлинным, соответствующим самому себе”. 22

В качестве элементов “аутентичности” Семенов и его последователи выделяют национальность и пол. В соответствии с этими представлениями в Клубе психической культуры по рекомендации Семенова были выделены русская (“Россы”) и еврейская (фактически не состоявшаяся) секции, клуб “Россы” разделен на “Мужской клуб” и женское общество “Фемина” (“Россия”).

Религиозно-мистическая сторона взглядов С. Семенова изложена им в брошюрах “ГОИТЪ” и “Громовый знак”. “ГОИТЪ” - “медальон, на передней стороне которого изображен лик человека, а на задней - восьмичленная свастика и слова: “Наша цель - Богочеловечество”. В человеческом лике художник запечатлел самого “Сергея Петровича Семенова во время гойной (жизнеутверждающей) медитации, когда звучат слова “Гой еси Вы, люди добрые - Даждьбог дарует нам Жизнь Вечную; возвращайтесь к нему на Родину, в грядущее Богочеловечество!..” “В помещении, где находится “ГОИТЪ”, нет и не будет зла, а если явится злой, то зло его обратится вспять...” “ГОИТЪ” можно носить при себе, тогда он - оберег...” 23

Брошюра “Громовый знак” - это проповедь, посвященная дню Перуна (2 августа, “Ильин день”). Проповедь начинается с подчеркивания, что бог мудрости Сварог выше бога мужества и доблести Перуна (“у древних русов был Бог-отец: имя его Сварог... И Даждьбог и Перун - Сварожичи... Так что ищите правду в Боге-отце!”), но далее проповедь посвящена прославлению “перунического начала в нашей душе и в нашей культуре”, которое подрывают “пришельцы-космополиты”. 24

В отличие от большинства других патриотов-язычников, С. Семенов довольно умерен в своих политических взглядах, отвергает теории “крови и расы” (по Семенову, мулат или еврей, если они воспитаны в русской культуре, - безусловно, русские). Отвергая космополитическое смешение как примитивизацию культуры, он подчеркивает ценность для человечества всех национальных - “аутентичных” - культур.

Впрочем, некоторые бывшие ученики Семенова, начинавшие вместе с ним в рамках демократического и национал-либерального (если выделить политическую составляющую) Клуба психической культуры, пройдя через умеренный национализм “Россов”, в рамках “Русского освободительного движения” (РОД) достигли довольно высокого градуса националистического радикализма.

Последний по времени теоретик и идеолог, выдвинувшийся в неоязычестве на роль одного из “отцов Церкви”, - это Владимир Истархов (псевдоним Владимира Иванова), написавший труд “Удар Русских Богов”. Скандальная книга Иванова-Истархова вызвала возмущение православных националистов. На одном из митингов Союза “Христианское Возрождение” (СХВ) Владимира Осипова “Удар Русских Богов” был подвергнут ритуальному сожжению вместе с порнографической литературой и газетой “Московский комсомолец”.

4. Современное состояние, краткий обзор организаций
[к началу]

Созданная в Москве в 1989 году учениками и последователями В. Емельянова Московская языческая община (МЯО) Александра Белова-Селидора с тех пор сильно размножилась делением. Сначала произошло размежевание между ВАСАМФ “Память” В. Емельянова, с одной стороны, и МЯО и Клубом славяно-горицкой борьбы А. Белова, с другой. Затем, переименованная в Московскую славяно-языческую общину (МСЯО) и официально зарегистрированная, МСЯО стала возглавляться Сергеем Игнатовым (Млад), в то время как Селидор сосредоточился на создании вокруг Клуба славяно-горицкой борьбы т.н. “Воинского сословия” или “Ратичей” - некоего аналога касты индийских кшатриев. В 2000 году от МСЯО Игнатова-Млада откололась группа Дмитрия Баранова и Сергея Шошникова, претендующая на те же самые название и регистрацию в мэрии.

Созданная в 1989-90 гг. учеником Емельянова Виктором Корчагиным Русская партия РСФСР испытала несколько расколов, которые привели ее в полный упадок.

Вскоре после учредительного съезда Корчагин опубликовал вариант Программы Русской партии, которая в преамбуле характеризовалась как “антикоммунистическая, антимарксистская, антихристианская, антисионистская”. В ноябре 1991 года в Центральном Доме Советской Армии Корчагин провел II съезд Русской партии, которому был предложен новый проект партийной программы, где относительно религии предлагалось: “Признать христианство, проповедующее идею богоизбранного израильского народа, религией рабов, произошедшей от иудаизма, а православие - как его ветвь. Считать христианство - еврейской идеологией и пришлой религией, способствовавшей установлению сионистского ига в России. Содействовать возрождению Русской веры, где под Богом понимается Природа”. 25

В конечном счете, съезд принял вариант, в котором православие “реабилитировалось” методом отделения его от христианства: “Признать христианство, проповедующее идею богоизбранного израильского народа, еврейской идеологией и пришлой религией, способствовавшей установлению сионистского ига в России. Содействовать возрождению Православия, Ислама и Русской веры, где под богом понимается Природа”. 25a

От Корчагина отделились сначала православные, не согласные считать свое православие не христианским (они образовали Русскую партию национального возрождения во главе с Владимиром Ивановым), а затем прокоммунистическая группа полковника Владимира Милосердова, узурпировавшая название “Русской Партии”.

В 1994-95 гг. В. Корчагин привлекался к суду за разжигание межнациональной розни и даже был приговорен Московским городским судом к штрафу в 16 минимальных окладов и лишению права в течение трех лет заниматься издательской, редакторской и журналистской деятельностью, но в мае 1995 г. был амнистирован в связи с 50-летием Победы. Партия его почти не существует, но сам он ведет активную издательскую деятельность, публикуя труды классиков мирового антисемитизма и продолжает нерегулярно выпускать свою газету “Русские ведомости”.

Ученик Емельянова, журналист Александр Аратов (принявший языческое имя Огневед) попытался создать Русское народное освободительное движение (РНОД), вокруг которого он намеревался объединить всех русских националистов-язычников. Проект РНОД не был в полной мере реализован, но зарегистрированная летом 1994 года газета А. Аратова “Русская Правда” вскоре стала одним из самых агрессивных антисемитских и антихристианских изданий.

От имени РНОД стали также выходить проязыческая “Газета вопросов” (“РНОД-Александр”, редактор - Александр Анисимов, Москва) и языческая газета “За Русь!” (новороссийское общество “Отечество”, редактор - Сергей Путинцев). Впрочем, с А. Анисимовым (ныне покойным) и С. Путинцевым (живым) А. Аратов вскоре жестоко рассорился.

В изданиях А. Аратова публикуется омский сочинитель новодельных языческих мифов Валерий Демин.

Группа “Русская правда” является распространителем русского перевода книги “Моя борьба” Адольфа Гитлера, а также издателем и распространителем перевода сочиненной Главным управлением СС брошюры “Расовая гигиена в национал-социалистической Германии”, издателем и распространителем “Протоколов сионских мудрецов”, а также антихристианского памфлета “Иисус Христос - гомосексуалист” (“Русская Правда”, №20, 2000; раздел “Книги-почтой”). По факту издания и распространения “Протоколов Сионских мудрецов” в 1999 году на Аратова заводилось уголовное дело по ст. 282 УК (возбуждение национальной вражды); в 2001 году дело закрыто по амнистии.

Кроме газеты “Русская Правда” Аратовым издается также одноименный журнал.

Сотрудник журнала “Русская Правда” Иван Орлов в знак протеста “против евреев, засевших в Кремле”, взорвал себя в автомобиле в ноябре 1998 г. у Спасских ворот на Красной площади и позднее умер в тюрьме. В посвященной Орлову статье “Хватить скулить!” Александр Аратов и Валерий Емельянов заявили: “Истребление хоть одного оккупанта - не преступление, а священный долг каждого русского в этой освободительной партизанской борьбе”. 26

Под прямым влиянием А. Аратова с 1998 года в Рязани стала выходить антихристианско-антисемитская и проязыческая газета “Ариец”, которую от имени местного “Союза Славян” выпускают Владимир Костылев (Буян) и Евгений Чуйко (Яровит). Ранее Чуйко-Яровит был редактором и издателем рязанских выпусков “Русской Правды”. Языческие объединения и газеты пользуются в Рязани поддержкой городских властей. Спонсором изданий Союза славян является бывший первый заместитель мэра Рязани В.С. Разживин (до начала 2001 года, когда он был избран в городскую Думу и покинул исполнительную власть).

Также не без влияния московской “Русской правды” в 1993 году образовалась община “вятичей” в Калуге во главе с Вадимом Казаковым и Вячеславом Пальминым. Калужские язычники сначала выпускали свои местные выпуски аратовской “Русской Правды”, а затем стали издавать газету “Вятич” (главный редактор - Вадим Казаков).

В. Казаков специализируется на восстановлении языческих обрядов, обрядового питания, изучении славянских имен, о чем написал несколько многократно переизданных брошюр. В 1997 году В. Казаков организовал Союз славянских общин Родной Старой Веры (ССО РСВ). На 2001 год в ССО РСВ входило 9 общин (Калужская, Рязанский “Союз славян” Костылева-Буяна, Тамбовская, две Смоленские, Кемеровская, Орская в Оренбургской области и Озерская в Челябинской области).

В то же время в самой Калуге от общины В. Казакова откололась группа во главе с его бывшим ближайшим соратником В. Пальминым, которая стала ориентироваться на Добровольского-Доброслава (а Доброслав в свою очередь смертельно рассорился с Аратовым и даже угрожал сжечь того на костре).

В 1995 году ряды московских патриотов-язычников пополнила “Партия духовного ведического социализма” (ПДВС). Лидер ПДВС Владимир Данилов прежде был членом партии “Демократический союз” (ДС) Валерии Новодворской, арестовывался (вместе с Новодворской) за призывы к насильственному изменению государственного строя (был освобожден с закрытием уголовного дела после крушения ГКЧП).

В 1996 году В. Данилов издал 10-тысячным тиражом книгу “Русь ведическая в прошлом и в будущем. Основы мистической политологии (Евангелие от ариев)”, в 1998 году - брошюру “Сварожий круг” (в соавторстве с Ингой Мочаловой).

ПДВС Данилова ориентируется не столько на “Влесову книгу”, сколько на собственноручно скроенный гибрид кришнаитства и теорий арийского единства.

В начале 1996 года ПДВС безуспешно предлагала свои политические услуги предвыборному Общероссийскому движению общественной поддержки Президента (ОДОПП), обещая привлечь на сторону Б.Н. Ельцина “язычников и кришнаитов”. В то же время В. Данилов отрицает свою принадлежность к язычникам (как и к кришнаитам), да и собственно сам “религиозный” характер своей доктрины.

С 21 апреля 1996 (дня рождения Гитлера) в Москве существует языческая секта “Церковь (или Клан) Нави” Ильи Лазаренко и Руслана Воронцова. Секта совершает оккультистские обряды и вербует в свои ряды в основном скинхедов. Другие неоязычники, основываясь на некоторых двусмысленных высказываниях И. Лазаренко, подозревают “Клан Нави” в сатанизме. В 2001 году в националистических собраниях и застольях Лазаренко стал проповедовать идею борьбы настоящих людей-”вампиров” против недочеловеков-”судрупсов” (СуДруП - “существо с других планет”).

Во второй половине 90-х годов свой собственный синтез христианства, ислама, буддизма, учения Николая Федорова и мифов “Влесовой книги” - “Правую Веру” - произвел председатель движения “Возрождение” Валерий Скурлатов. Доктрина “Правой Веры” обещает “воскрешение во плоти и духе” путем ввода в “соборную КНИГУ ЖИЗНИ”, или “Толковый Универсальный Русский Мультимедийный Словарь” (ТУРМС) записи “генной информации” клиентов. 27 Впрочем, “соборная КНИГА ЖИЗНИ ТУРМС” - скорее коммерческое, чем религиозное предприятие, а в “Возрождении” В. Скурлатов добровольно уступил формальное лидерство Евгению Ищенко (депутату Государственной Думы, бывшему жириновцу).

В Москве действуют община “Сатья-веда” Ильи Черкасова (он же - волхв Велеслав, автор книг “Зов Гипербореи” и “Родолюбие”), его последователи держат сайт “Родославие” в Интернете.

Кроме того, в Москве и Подмосковье существует объединенная община “Коляда Вятичей” Николая Сперанского-Велимира (первоначально группа “Коляда” и центр “Вятичи” существали раздельно). В 1997 году “Вятичи” (Н. Сперанский, М.С. Васильев, Ж.С. Георгис, Г.П. Топорков) издали “Русский языческий манифест”, основанный на вышедшей в 1996 г. книге Н. Сперанского “Слово почитателям древней культуры”. Подписанное Велимиром, “Воззвание богов. Слово к русским язычникам” в 1999 году опубликовано в “журнале правой перспективы” “Наследие предков” (№6).

В 1996-97 гг. в Санкт-Петербурге вокруг издателей радикальных национал-патриотических газет “За Русское дело” и “Потаенное” (Олег Гусев и Роман Перин) сложилась инициативная группа “Русской трудовой партии России” (РТПР).

Сначала эта группа заимствовала у А. Аратова идею и название его РНОД (а также некоторую часть последователей - например, новороссийскую газету “За Русь”), но в 1997 году переключилась на “партийный” проект. Помимо патриотов со стажем, в основном из числа петербургских учеников Виктора Безверхого, в группу вошли отставные чины из внутренних войск МВД. Представителем РПТР в Москве стал Игорь Синявин.

В результате компромисса между неоязычниками и православными экс-милиционерами в принятой 2 мая 1997 г. на учредительном съезде партии программе РТПР, появился такой пункт: “Свобода вероисповедания двух традиционных религий Русского народа - Ведической дохристианской и Православной. Деятельность всех остальных религий должна быть ограничена территориями их традиционного распространения. Все виды тоталитарных сект и религиозных течений должны быть запрещены”. 28

В 1999 году РТПР фактически распалась, а ее петербургско-новороссийское неоязыческое крыло, по-прежнему группирующаяся вокруг газет “За русское дело”, “Потаенное” и “За Русь”, вернулось к проекту РНОД - без Аратова и его последователей из Калуги и Рязани (которые также используют в качестве одного из самоназваний РНОД).

РНОД Гусева-Перина-Путинцева “отдает предпочтение русской национальной вере - язычеству, где под Богом понимается Природа”. 29 В изданиях Гусева-Перина и Путинцева пропагандируется “Всеясветная грамота” Александра Абрамова (которую Аратов и Казаков высмеивают как “несусветную грамоту”). В 2001 году С. Путинцев выступил против чрезмерной политизации РНОД и объединения его с другими национал-патриотическими организациями: “Язычники, ведисты - сторонники природного Миропонимания, в силу разорванности традиции и отсутствия внутреннего единства, еще не готовы к объединенному выступлению против жидовского режима”. 30

Многие бывшие питерские “венеды” после смерти своего фюрера частично рассредоточились по другим организациям. В частности, тенденции к росту проявляет община “Шаг волка” (она же “Схорон еж словен” - “единение всех славян”), возглавляемая Владимиром Голяковым (он же “Владимир Богумил II”), также бывшим “венедом” и учеником Безверхого. “Шаг волка” известен в петербургском Купчине с 1997 года, но по “официальной” версии непрерывно существует в княжестве Новгородском с 1074 года, когда он был основан неким “Милославом Богумилом I”. 31

Перечень основных неоязыческих групп был бы не полон, если не упомянуть о секте “Мертвая вода”, возникшей в Петербурге, но распространившейся и в других городах. “Концепция общественной безопастности России (КОБР) “Мертвая вода” , или учение “Внутреннего Предиктора СССР” (у аббревиатуры СССР в данном случае двоякая расшифровка: и традиционная, и как “Соборная Социально-Справедливая Россия”), возникла в 1990-91 гг., а в 1997-м ее сторонники создали Народное движение “К Богодержавию”.

Создатели КОБР “Мертвая вода”, или “Внутренний Предиктор” (коллектив авторов, среди которых - Евгений Кузнецов, генерал Константин Петров, Юрий Слащинин), написали несколько объемистых сочинений, в которых борятся с влиянием “Глобального Предиктора”, под которым понимают всемирный еврейский заговор.

Особое значение “богодержавники” придают толкованию поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. По их версии, кудесник Финн символизирует в поэме “святорусское (ведическое) жречество”, Руслан - это “славянский центр, формирующий стратегию и тактику самобытного развития народов России (Внутренний Предиктор)”, Людмила - малые “славянские народы”, Черномор - “Международный центр управления сознанием народов мира (Глобальный Предиктор)”, Голова - “Правительство России под пятой Черномора от Владимира до наших дней”. 32

К числу сравнительно крупных по численности и получивших определенную известность неоязыческих сект относится также омский эндемик - упоминутая выше “Церковь инглиингов” А. Хиневича. 33

Заключение
[к началу]

Петербургский социолог Алексей Гайдуков выделяет в русско-славянском неоязычестве “три группы:

1) национал-патриотическая;
2) природно-экологическая;
3) этнографически-игровая”,

тут же, впрочем, подчеркивая, что “однако чаще приходится констатировать смешение элементов первых двух групп и выделять лишь их преобладание в той или иной общине”. 34

Существует и противоположный подход (Евгений Мороз, отчасти Виктор Шнирельман 35), когда руссское неоязычество рассматривается в основном как экстремистская форма национализма или как очередная идейная подпорка антисемитизму.

Мне лично “этнографически-игровые” группы и общины в славяно-русском неоязычестве вообще не известны (если не считать таковыми потенциальных боевиков-”ратичей” Белова-Селидора). Не известны и чисто “природно-экологические”: все русские неоязыческие группы - национал-патриоты, в том числе и те, которые имеют в своей идеологии экологические вкрапления.

(Это полностью соответствует структуре российского экологического движения, состоящего из трех неравных частей:

1) “зелено-красные” - то есть левые, причем с преобладанием анархо-экологистов;
2) зеленые либералы (включая “Яблоко”);
3) “зелено-коричневые” - сюда и входит часть неоязычников.)

В то же время считать всех русских неоязычников экстремистами, фашистами и антисемитами будет преувеличением. Не каждый националист и ксенофоб, даже радикальный, является именно фашистом, что относится и к неоязыческому крылу русских националистов.

В русском неоязыческом национализме существует довольно широкий спектр: от слабо политизированных и умеренных Александра Асова, Сергея Семенова, Антона Платова, “Вятичей” Сперанского-Велимира - до экстремистов и фанатичных антисемитов типа Александра Аратова (“Русская Правда”), Валерия Емельянова (Общество “Память”) и Виктора Безверхого (“венеды”).

http://www.anticompromat.ru/yazych/yaz02.html#4

Previous post Next post
Up