04.11.2023
Беседа главного редактора газеты "Советская Россия" Валентина Чикина с Высокопреосвященнейшим Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским:
Ваше Высокопреосвященство, мне часто приходится ездить по России, выступать перед самыми разными аудиториями - и по возрасту, и по социальному составу, и по политическим воззрениям.
Кроме того, я регулярно знакомлюсь с обширной читательской почтой. Все это позволяет мне сделать уверенный вывод о том, что роль Русской Православной Церкви в нашей жизни становится все более существенной.
Думаю, что во многом это связано именно с Вашими усилиями по духовному, православно-патриотическому просвещению общества, возрождению русского национального самосознания; с церковной проповедью милосердия и любви, праведности и благочестия.
В нашем раздираемом смутой обществе сегодня существует немало сил, которые были бы не прочь изобразить Церковь как свою политическую союзницу. Достаточно указать на то, какие усилия прилагает для этого наш правящий режим.
Вы, Владыко, - несмотря на свою ясную гражданскую, патриотическую позицию - до последнего времени отвергали все предложения связать свое имя с какой бы то ни было политической силой. Вы всегда были выше этого. Но вот совсем недавно Вы откликнулись на нашу просьбу и благословили инициативу известных политиков, журналистов, деятелей культуры, объявивших о создании широкого общественного движения "Согласие во имя России". Впервые церковный иерарх столь высокого ранга "вмешался в политику", да еще на стороне "левоцентристской оппозиции". Создан прецедент. Каковы причины Вашего решения? Не боитесь ли Вы обвинений в политиканстве?
НИКАКИХ ОБВИНЕНИЙ я не боюсь.
Важно сохранить свою совесть чистой перед нелицеприятным судом Божиим, а людская молва меня не страшит - она скоротечна, легкомысленна и опрометчива. Что же касается моего "вмешательства в политику", то здесь необходимо внести ясность, дабы избежать возможных недоразумений. Я по-прежнему свободен от каких бы то ни было партийных пристрастий.
Многим это не по нутру. Средства массовой информации уже не раз объявляли меня то коммунистом, то националистом, то (как только язык повернулся!) даже фашистом и чуть ли не погромщиком. В том нет ничего удивительного, ибо в нынешней растерзанной России далеко не всем приятны строгие слова церковного вразумления и отеческого архипастырского обличения. Люди с черной душой стремятся избегнуть обличительного света Истины Христовой и церковной благодати. Зло вообще не терпит правды и всегда пытается унизить и оклеветать ее.
Но мы не должны отчаиваться. В Священном Писании Господь сказал: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах..." (Мф. 5: 11).
Я считаю необходимым подчеркнуть, что не различаю "правых" и "левых", "либералов" и "сторонников жесткой власти". Я стремлюсь лишь, по мере сил, отличать людей благонамеренных, болеющих сердцем за поруганную Родину, - от злонамеренных разрушителей, которые довели мою несчастную страну и мой добросердечный доверчивый народ до той срамоты, в которой они ныне оказались. Будучи вне политики, Церковь не может тем не менее пребывать вне общества, вне жизни, делая вид, что не замечает того шабаша, который устроили на Руси христоненавистники, растлители и сатанисты разных мастей. Так вот: я не благословлял "оппозицию" как таковую, ибо я не политик. Зато я с радостью благословил благие намерения людей, обратившихся ко мне с просьбой о поддержке и помощи. После того, как мне сказали: "Владыко, Россия гибнет. Благословите нас, мы желаем приложить все возможные усилия, дабы остановить этот чудовищный процесс и возродить наше общее Отечество в силе и славе его былого величия", - хорош бы был я, русский православный архиерей, отказав в таком благословении.
Кроме того, тот прецедент, о котором Вы упомянули, для меня имеет совершенно иное значение. Впервые лидеры влиятельной политической группировки прямо обратились за благословением и духовной поддержкой к церковному иерарху. И это нас всех ко многому обязывает. Хотя я не такой наивный человек, чтобы не понимать всей сложности существующего расклада сил, приписывая себе какую-то особую роль. Кроме того, события "черного октября", когда Церковь была цинично использована в качестве ширмы политиканами, ведшими под прикрытием переговоров в Даниловом монастыре подготовку крупномасштабной провокации, всех нас кое-чему научили. Так что надо сказать ясно: архиерейское благословение дается на самоотверженный, жертвенный труд во имя спасения погибающего Отечества, на объединение всех здоровых сил общества, на прекращение смуты, на духовное подвижничество - но не политические игрища, закулисные махинации и борьбу за кресла.
Сегодня главное - найти почву для объединения, не дать втравить себя в очередную кровавую "разборку", обезпечить эволюционное, предсказуемое развитие событий в стране. Я думаю, что это единственно возможный путь, по которому должны совместно пойти все - и правительство, и парламент, и оппозиция, и "партия власти". Никогда никого нельзя обвинять огульно, скопом. Я убежден, что подавляющее большинство политиков, где бы они ни находились - в структурах исполнительной, законодательной или судебной власти - смогут договориться, если сумеют изолировать себя от пагубного влияния экстремизма.
Это верно, и все же нельзя закрывать глаза на то, что политики, как и общество в целом, сегодня сильно разобщены. У каждого свой взгляд на причины нынешней драмы, свой рецепт по выходу из кризиса, свой круг последователей. С одной стороны, это создает благоприятную почву для компромиссов, ибо наиболее здравомыслящие и дальновидные начинают понимать, что в сложившихся условиях в одиночку с общей бедой не справится никто, что альтернативой широкому патриотическому объединению может быть лишь хаос, углубление смуты, бесконечная череда "преторианских" дворцовых переворотов. Но с другой стороны, всегда остается соблазн подчеркнуть собственную исключительность и значимость. Какова, на Ваш взгляд, должна быть объединительная платформа?
Нас должна сплотить в первую очередь опасность всеобщей гибели, связанная с нарастанием тенденций распада тысячелетней державной государственности России. Мы должны объединиться на основе наших многовековых святынь, нравственных и гражданских ценностей, верности лучшим традициям русской истории и культуры.
К сожалению, некоторые нынешние реформаторы-экстремисты, унаследовавшие худшие черты террористического "большевистского" самосознания, уже стоившего России невероятных жертв, ведут дело к созданию в нашей стремительно нищающей стране чудовищной по своему цинизму системы власти - коррумпированной и бесконтрольной, скрывающей за псевдодемо-кратической риторикой полное презрение к закону и целенаправленное стремление к диктатуре. Их безудержное, безрассудное и безответственное экспериментирование поставило нашу Родину на грань государственной, экономической, политической и духовной катастрофы.
Но всевластию политиканов, безжалостно искалечивших Россию под демагогическим лозунгом "Реформы - любой ценой", должен быть положен конец. Страшной ценой амбициозных устремлений кучки властолюбцев не должна стать гибель страны. Предотвратить же ее можно исключительно на пути ответственного и тщательного поиска путей общенационального примирения, мобилизации всех здравых общественных сил, готовых во имя Отечества подняться над своими сиюминутными корыстными интересами.
Основой такого объединения должна стать всесторонняя и целостная патриотическая идеология, призванная возродить в обществе попранное чувство национального достоинства, очистить массовое сознание от наследия сословной и классовой вражды, государственного и религиозного нигилизма, бездуховности и безнравственности. Безусловными приоритетами в этом святом деле воссоздания Великой России как здорового соборного организма, ответственного субъекта международного сообщества и важнейшего гаранта геополитического равновесия на планете являются: восстановление исторической преемственности ее развития; воссоединение искусственно расчлененного русского народа и воссоздание соборного триединства великороссов, белорусов и малороссов; укрепление тех нравственно-религиозных основ, которые из века в век вдохновляли наших доблестных предков на труды во благо любимого Отечества.
Кроме того, сегодня жизненно необходимо выявить и поддержать ответственного и авторитетного политического лидера, который сумеет сплотить нацию, гармонично и конструктивно объединив усилия всех, кто искренне болеет за судьбу страны. Только такой лидер сможет стать реальным гарантом национального согласия, обуздать растущий хаос в экономике и беспредел в политике, решительно и властно введя жизнь общества в строгие правовые рамки, исключив насилие из арсенала политической борьбы, встав "над схваткой" в роли миротворца и беспристрастного судьи, а не провокатора и поджигателя.
Надо, наконец, понять, что все мы оказались перед лицом беспрецедентного исторического вызова, грозящего России хаосом развала и сползанием в пропасть исторического небытия. Надо отдать себе отчет в грандиозной сложности задач возрождения, стоящих перед раздираемым смутой обществом. Дай нам, Господи, терпения, мужества и веры, необходимых на этом тяжелом пути...
Патриотическую идеологическую платформу, которая стала бы фундаментом для совместных действий всех здоровых сил, оппозиция пытается выработать вот уже несколько лет и неизменно терпит неудачу. А кончается все это тем, что основные ее идеи в конце концов перехватывают и используют наши политические оппоненты. Могли бы Вы, Владыко, указать хотя бы общие черты идеологии российского возрождения, способной, на Ваш взгляд, дать нам всем тот необходимый творческий, объединительный импульс, которого так не хватает сегодня России?
К сожалению, политика есть по преимуществу область действия страстей человеческих, область столкновения амбиций и вожделений, сфера господства властолюбия, тщеславия, гордыни. Политики терпят неудачу в выработке единой "идеологии возрождения" потому, что подходят к этому вопросу сугубо коньюнктурно, рассматривая такую идеологию как один из механизмов управления обществом, но не как результат глубоких, осмысленных, обоснованных и выстраданных убеждений. Каждый хочет иметь идеологию "под себя" и готов на любые искусственные манипуляции, лишь бы выделяться из общего ряда. Говорю об этом не во осуждение, но с печалью, ибо результатом именно такого подхода является нынешняя смута. Остается только ждать и надеяться, что с Божией помощью здравый смысл все же в итоге возобладает над амбициями. "Согласие во имя России" дает такую надежду.
Что же касается наличия идеологической платформы, пригодной для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским духовным опытом, который русский народ накопил за время своего духовного бытия. Ведь сегодня уже вполне очевидно, что возрождающееся русское национальное самосознание по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в ХХ столетии целой серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов.
Несмотря, однако, на катастрофичность русской истории, до сего дня из всех нестроений и смут Россия выходила еще более сильной, чем была прежде их начала. Такому течению событий в первую очередь способствовали уникальные духовные качества русского национально-религиозного самосознания.
В течение долгих столетий оно опиралось на три фундаментальных мировоззренческих архетипа. Первый из них - архетип державности - в массовом сознании традиционно формулировался в качестве ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА, предполагавшей убеждение во вселенской миротворческой роли российской государственности. В отличие от своего западноевропейского собрата русский империализм никогда не носил агрессивного и уж тем более милитаристского характера.
Его основополагающий лозунг "Москва - третий Рим" постулировал понимание Империи, Державы как оптимальной государственной формы для духовного - религиозного и культурного - развития общества в соответствии с нравственными императивами христианского вероучения. При этом державная мощь государства рассматривалась не как самоцель, но лишь в качестве средства охраны и защиты традиционных ценностей и святынь народной жизни.
Второй архетип русского самосознания - архетип соборности - имеет форму ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА. И опять же, в противоположность агрессивному европейскому национализму, на Руси эта идеология всегда носила консервативно-охранительный, миротворческий характер, отечески-покровительственный по отношению к малым народам, проживающим в России. В ее основу легло то безусловно справедливое утверждение, что именно русский народ (понимаемый в своей триединой соборной полноте совместно с малороссами и белорусами как духовная, а не только этническая общность) является главнейшим хранителем державного сознания, опорой российской государственности и ее надежным стражем.
Третий, самый главный, глубокий и древний архетип русского самосознания прочно связан с православной церковностью и мировоззренчески оформлен в ИДЕОЛОГИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО МЕССИАНИЗМА. Ее развитие стало естественным результатом того неизгладимого воздействия, которое оказала православная Церковь на весь строй русского бытия - личного, семейного, общественного и государственного.
В основании такого мировоззрения лежит убеждение в том, что высший, промыслительный долг русского народа - "народа-богоносца" - заключается в обязанностях сохранить догматические и нравственные идеалы христианства и пронести их неоскверненными через все преграды, беды и напасти. Эта идеология, так же, как и первые две, носит ярко выраженный интравертивный, то есть неагрессивный, мирный характер.
Именно сии три мировоззренческих архетипа были сведены воедино в русском лозунге "Православие, Самодержавие, Народность", остававшимся официальным лозунгом России вплоть до революции 1917 года. Они же - в обновленной, современной форме - должны быть положены в основание новой, возрождающейся России, которая соединит в себе все то лучшее, что выработала русская жизнь как в древние времена, так и в недавнем прошлом...
Но сегодня многие понятия из тех, о которых Вы говорите, усиленно дискредитируются средствами массовой информации.
В таких условиях почти невозможно консолидировать массовое сознание, все еще подверженное сильному влиянию телевизионного вранья!
Во-первых, я не настаиваю ни на каких определенных терминах: важна суть, а не названия.
Во-вторых, настоящая идеология российского возрождения должна быть рассчитана на длительную перспективу. Надо уметь ждать, ведь для того, чтобы наше национальнное самосознание вернулось к своим естественным формам, необходимо время. Даже ветка дерева, придавленная тяжелым грузом, распрямляется не сразу. Уверенно можно сказать одно: процесс русского возрождения сегодня идет бурно, направление его определилось, и любая политическая сила, которая посмеет это игнорировать, обречена на исчезновение с российской авансцены уже в ближайшие годы.
Но ведь такой естественный процесс может быть прерван в любой момент. Разве страшный пример октябрьской бойни в Москве не подтверждает это?
Он подтверждает как раз обратное, ибо несмотря на "черный октябрь" и форсированное "промывание мозгов" перед декабрьскими выборами, их результаты подтвердили мощную национально-патриотическую подвижку, произошедшую в общественном мнении за последнее время. Я думаю, кстати, что инициатива основателей движения "Согласие во имя России" и есть в значительной мере результат всеобщей жгучей потребности объединить усилия с тем, чтобы не дать воспользоваться плодами этих процессов экстремистам и провокаторам.
Дело ведь не в том, кто какое кресло займет, а в том, что начинают вырисовываться первые контуры действительно конструктивного взаимодействия очень не похожих друг на друга людей. Я во всяком случае приложу все усилия, чтобы это было именно так - ибо в том вижу возможность внести свою посильную лепту в умиротворение страждущей России, достижение столь желанного всеми национального согласия и гражданского мира.
Митрополит Иоанн (Снычев)
"Одоление смуты". Слово к русскому народу.