04.11.2023
I. Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией.
С самых первых времен озарения отечества нашего православною верою, Царице небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего царства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы, и наконец объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного, сколько-нибудь замечательнаго в летописях отечественных, града, где бы не было видимаго знамения благодатной Ея помощи.
Что значат многочисленныя чудодейственныя иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской, источающия спасительную благодать всем, с верою притекающим к ним, - как не явные знаки особеннаго благоволения Богоматери к нам, недостойным?
И верные сыны России не напрасно во всех нуждах отечества, притекая в храмы с теплою молитвою, прославляют Царицу небесную усердною Заступницею своею.
Ныне в приснопамятный день торжества веры и отечества нашего, не умолчим о заступлении Божией Матери, оказанном нашим предкам. 1612-й и предыдущие годы были самым бедственным временем нашей народной жизни.
Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской.
Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!..
В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, - явилась помощь небесной Заступницы рода христианскаго.
Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московскаго Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступнйцы скоро явился вестник избавления преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал он в видении архиепископу Арсению, - предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость».
Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православнаго воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побеждает врагов, освобождает царствующий град, а с ним и всю Россию.
II. Да будет благословен воспоминаемый ныне нами день сей в вечные роды для нас и для всего отечества нашего и да будет благословенно предстательство и заступление Пресвятой Богоматери!
«Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии! Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны?» Поистине, достойно и праведно от глубины всей души и от всего сердца петь и величать Заступницу нашу небесную, тем более, что Она не в ту только тяжкую годину отечества нашего явила Себя покровительницею и защитницею отечества нашего, но всегда, как только оставляли предков наших силы и средства естественныя, как только приближались они к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования свыше, Богоматерь, по пламенным молитвам их, являла дивную Свою помощь, так что история прошедшей судьбы отечества нашего есть вместе и летопись чудес, совершенных для него Материю Божиею.
Да, братие, - благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвою к Божией Матери и по сей мере получали от Нея заступление и спасение. По примеру предков да поступаем имы.
а) О чем же мы должны молиться Богоматери и какия у нас могут быть нужды? О, много, много у каждаго из нас нужд, бедствий и скорбей, а еще более грехов: немощствует тело, немощствует же и душа наша от множества прегрешений: об избавлении от них и надлежит с сокрушенных сердцем и со слезами молиться всем нам.
б) Но кроме нужд и грехов частных, есть у нас нужды и недуги общие, современные. Первый и самый тяжкий недугь в современном обществе - это есть оскудение веры и упадок нравственности. Предки наши сильны были верою и находили в ней спасение, отраду и утешение в годины испытаний. Слово Божие было главным и любимым предметом их занятий, а пребывание в церкви за богослужением - самою священною и непременною обязанностию.
В нынешнее же время многие совершенно холодно и неохотно слушают то, что содержится в слове Божием, или вовсе не слушают сего небеснаго учения, не верят многому в нем и готовы сомневаться в самых явных чудесах и таинствах. От такого неверия - и пороки самые тяжкие считаются маловажными; священныя же предания нарушаются безбоязненно, так что пост, свято хранимый нашими предками, остается ныне у многих известен только по имени, без исполнения. При таком оскудении и упадке веры и нравственности надлежит крепко молиться: «Заступнице усердная, приложи нам веру, уврачуй наши недуги общественные и спаси нас!»
в) Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды, правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, - затворяет небо от своевременнаго тепла и света, или от своевременнаго холода и снега, и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо, и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственнаго изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другия произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем - голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас!
г) К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение к Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. Мы нередко видим вокруг себя страшныя болезни, поражающия старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных.
Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти! И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианскаго, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки!
И поистине, кому мы должны приписать безпредельное снисхождение к нам грешных Всемилостиваго? Кому, как не Ея непрестанному о нас ходатайству и заступлению? По Ея только предстательству, праведный Судия небесный за многое множество прегрешений наших не предает нас крайней совершенной погибели. И что было бы с нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестию грехов наших, бед и скорбей.
III. Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии.
Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ея предстательству с теплою и усердною молитвою, с твердою верою и упованием. И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякаго зла, внимая молитвам нашим.
(Извлеч. Из «Слов и речей» Палладия, еписк. рязанскаго и зарайскаго, ныне митр. с.-петербургскаго, стр. 134-139).
Двадцать второй день.
Поучение 1-ое. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. - Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.