Спустя почти 4 года после начала супер-интенсивного и углублённого изучения китайской медицины, могу авторитетно сказать, что это просто поразительно, что существует столько много разных стилей и карт акупунктуры, и все из них рабочие. Как минимум у их авторов или самых преданных практиков.
Казалось бы - что тут можно придумать? Берёшь учебник 2000-летней давности с точками, вставляешь иголки и всё. О, это далеко не всё! В попытке понять, на каком основании авторы 2000-летней давности определили эти меридианы и эти точки, доктора получали собственные инсайты и строили собственные карты и теории, применяли их и получали результаты. Их знания передавались внутри семейных кланов, или же на основании их клинических успехов создавались школы.
При пересечении национальных границ знания ещё больше преображались, развивались и становились частью местных медицинских систем под влиянием национальных особенностей.
В Россию китайская медицина попала через советских докторов и энтузиастов боевых искусств. Мало кто из них имел доступ к нормальному систематическому обучению, поэтому то, что существует сейчас на русскоязычном пространстве, является крайне невзрачной и слабой версией того, что существует в других странах. Оно примерно такого уровня как участковый врач в Урюпинске по сравнению с нейрохирургом крупной больницы в Штатах. Это примерно объясняет скептицизм русскоязычных по отношению к КМ. По-моему, только недавно в Россию начало протекать что-то годное из Европы. Но сначала пандемия внесла свои коррективы, а потом и отключение России от потоков всего хорошего в связи с плохим поведением, думаю, не дадут этому развиться.
В Японию попало больше китайской медицины, но в тамошнем климате она претерпела немалые перемены. Японцы рано начали интегрировать КМ с западной медициной. В результате там можно на полном серьёзе найти довольно эзотерические концепции вместе с точной анатомией тела и довольно продвинутыми исследованиями мозга. Причём там тоже существует множество разных школ.
Недавно знакомый из страны с плохим интернетом попросил записать ему вебинар одного японца, который рассказывал о своей традиции. Я не очень следила за вебинаром, но пока записывалось, видела на экране картинки, остро напомнившие мне инженеров из 80-90-х с их полу-научными эзотерического концепциями движения энергий. И он как раз примерно такого возраста, чтобы вынести эти концепции из того поколения.
Ещё в японской версии КМ пышным цветом расцвело использование моксы. Только с чисто японской спецификой - не китайские сильно пахнущие толстые «сигары», а «рисовые зёрнышки» - специальным образом скрученные кусочки самой высококачественной полыни размером с рисовое зёрнышко, которые сжигали прямо на коже или на слое противоожоговой мази (я последние месяцы такое делаю регулярно - у меня мини-ожоги от обоих вариантов), или же маленькие кусочки моксы, надеваемые на иглу для мягкого прогревания. Мокса особенно стала популярной, когда после войны какой-то доктор умудрился ею вылечивать туберкулёз, которого тогда было очень много. В Японии сейчас даже существует отдельная лицензия на моксатерапию, которую нужно получать отдельно от акупунктуры.
Хотя в Японии и развилась своя школа травяной медицины Кампо на основе китайской, но они в основном известны своей акупунктурой именно за счёт одной их культурной реалии - слепых акупунктурщиков. В своё время их стало появляться всё больше и больше, до такой степени, что в некоторых районах считалось, что акупунктуру делают только слепые, а зрячим зачем этим заниматься? Благодаря повышенной чувствительности их рук, а у некоторых - и развившемуся шестому чувству, они активно развили диагностику через пальпацию всего тела, непосредственно над важными органами. Я ожидала, что у них теории пульсодиагностики разовьются больше из-за этого, но вот нет. Их знания, правда, дошли до Запада через зрячих, и те известные доктора, которых я знаю, пульс используют очень ограниченно.
Свои варианты КМ есть и в других азиатских странах. Мои знакомые рассказывали, что обращались к докторам КМ в Тайланде, во Вьетнаме. В Корее она занимает не менее важное место в здравоохранении, чем западная медицина, и даже есть свой национальный метод - акупунктура-суджок на руках. Руки - очень чувствительная часть тела, и обычные точки на них кране болезненны, но корейцы используют самые маленькие иголки, которые только существуют (где-то в 12-15 раз тоньше иглы для инъекций), и вставляют их специальным «вставлятелем», что уменьшает неприятные ощущения.
В Европу КМ попала по нескольким каналам, один из крупнейших во Франции - через доктора Сулье-де-Морана и вьетнамца Нгуена Ван-Ги. Они хоть и довольно близки к той традиции, что стала популярной в Северной Америке, но там есть небольшие отличия в интерпретации теории. И они принесли в основном акупунктуру, а не травы. Травы пришли гораздо позже.
В Англии КМ стала популярна благодаря итальянцу Джованни Мачоча, который, по словам некоторых завистников, говорил больше, чем умел. Он написал немало крайне многословных справочников, которые сейчас значатся в списке литературы для подготовки к экзаменам на лицензию. Поговаривают, что в обозримом будущем их оттуда уберут из-за его несколько ограниченного понимания КМ и из-за того, что на подходе новые справочники, написанные новым поколением докторов.
Также в Англии в КМ свой немалый вклад сделал харизматичный Д.Р. Ворсли, который активно развивал теорию «5 стихий» и учил диагностировать, базируясь только на ней. По слухам, он почерпнул эту теорию по какой-то линии то ли из Тайваня, то ли из Гонг-Конга. Ходили слухи, что одно время те американцы, которые учились в одной из школ «5 стихий», потом не могли сдать экзамены на лицензию в Америке, потому что их банально не научили бОльшей части основных теорий КМ, которые в ходу сейчас. Хотя теории этой школы КМ активно используются многими докторами для лечения эмоционально-психологических проблем в практически шаманском контексте.
В Германии и Италии есть тоже свои школы, но там китайской медицине мешают развиваться местные законы, согласно которым только врачи имеют право колоть иголки. Хотя те же итальянцы и устраивают периодически помпезные «конгрессы» и приглашают моего любимого Джеффри Юэна на лекции, всё равно в той части Европы КМ представлена примерно как в России. Ну, может, несколько больше, за счёт того, что они все знают английский и могут себе позволить самообразовываться в этой области.
В Израиле история китайской медицины значительно более короткая, но необычайно успешная. Многие знают, что аллопатическая медицина там одна из лучших в Европе. Они стали активно приглашать акупунктурщиков в крупные больницы на реабилитацию пациентов. В частности они сейчас сильны в онкологических отделениях на сопровождении пациентов во время химии и восстановлении после неё и после операций.
В Северную Америку КМ пришла сразу по нескольким дорогам. Крупнейшие - (1) через энтузиазм американской молодёжи, которая в 70-80-х поехала в Китай учиться боевым искуссткам, цигуну, просветлению и заодно медицине; (2) через китайских иммигрантов, людей рабочего происхождения, которые в Китае прошли месячный курс «босоногого доктора», либо же китайцев-докторов западной медицины, прочитавших несколько книг по КМ, как из самого Китая, так и из Тайваня, чтобы работать хоть кем; (3) через китайских иммигрантов, которые были более образованны, учились в коммунистических китайских университетах той версии КМ, которую одобрило правительство. В Китае упор часто делался на травы, поэтому изучение трав там обязательно и считается, что доктор, знающий травы, более компетентный, чем доктор знающий одну лишь акупунктуру. На основании образования этой 3-й группы и стали основываться учебные планы большинства школ и впоследствии писаться экзамены на лицензию.
Позже, в Штатах стали появляться представители самых разных направлений - вместе с новыми волнами иммигрантов или местными энтузиастами-докторами, которые привозили своих учителей из Китая и Японии на лекции или ездили в Китай смотреть на работу тамошних докторов. Так широчайшее распространение получили традиции докторов Тана (Tan) и Донга (Tung). Они не только используют в лечении классические меридианы и точки, но и вообще считают, что любое место на теле может быть аку-точкой, если оно попадает в ту микро-систему (карту), которую в данный момент использует доктор. Они активно используют фрактальные образы, где образ тела или его основных узлов представлен на разных частях тела во всё уменьшающихся масштабах - например, от всей длины ноги до одной фаланги пальца.
Из-за того, что Штаты являются одними из лидеров развития науки и в частности аллопатической медицины, в одной из веток своего развития КМ там понемногу становится придатком западной медицины. Вокруг точек «открывают» те нервы, которые якобы передают сигнал. Действие акупунктуры объясняют нейротрансмиттерами, гормонами и прочими мифологемами западной науки. Те акупунктурщики, кто прогибается под требования научных исследований, в самих иследованиях подходят к назначению точек с позиций западной медицины, прячутся от призрака плацебо-эффекта, изгаляются в реализации «слепого метода» и колят контрольной группе аку-симуляцию, т.е. не в признанные аку-точки (см выше про методики Тана и Донга, чтобы понять, что это нонсенс). Сами иголки колят непойми кто с непонятно какой квалификацией, а то ведь если будет колоть опытный доктор, то у пациента случится плацебо. А потом пишут, что «настоящая акупунктура» показала улучшение только в 60% случаев по сравнению с контрольной группой, где было улучшение в 40% случаев, по сравнению с аллопатическим лечением, где было улучшение в 50% случаев, поэтому нет смысла вводить акупунктуру в протоколы лечения». В общем, в этой ветке западная медицина поедает и переваривает китайскую, вообще ничего от неё не оставляя. А те акупунктурщики, гордые, что их всё-таки как-то принимает «старший брат», делают сайты с evidence-based acupuncture, которые рассылают потом по частным докторам, больницам и показывают скептикам.
Но свой путь в массовое здравоохранение акупунктура понемногу прокладывает. Её зачатки преподают докторам, работающим в армии - для лечения шока и помощи населению в зоне военных действий, акушеркам - для помощи при родах, медработникам центров реабилитации страдающих от аддикций - для детокса и снятия влечения к алкоголю и наркотикам, физиотерапевтам - для снятия спазмирования мышц и стимуляции местного кровообращения, работникам хосписов - для снятия нервного напряжения у пациентов и их родных.
В некоторых Штатах рекомендации включить акупунктуру в стандартные протоколы реабилитации уже пошли на законодательный уровень.
Несмотря на то, что пока это всё самые базовые методы использования акупунктуры, которые основаны лишь на эмпирических успехах некоторых точек и протоколов и подразумевают полное незнание доктором китайской медицины, это служит закреплению в умах населения того, что этот тип лечения является стандартным.
По всему Западу уже есть тысячи докторов, которые действительно лечат. Они известны чаще всего только локально, имеют свою постоянную клиентуру и возделывают свой маленький сад. С распространением онлайн-обучения (благословен будь кoвид!) десятки тысяч студентов и молодых докторов получили доступ к старым докторам, которые обучают искусству лечить. Именно у таких докторов я училась в последние почти 2 года в свободное время практически без перерыва, с тех пор как закончился самый интенсивный блок обучения у меня в школе.
***
Вышеописанная краткая история акупунктуры на Западе наверняка не отражает всего богатства пути китайской медицины на Запад. В моей школе упор делался на практику, а не на изучение истории и прочие гуманитарные баловства.