Пять душ - пять аспектов самосознания

Oct 06, 2019 22:17

У ИП в очередном дайджесте процитировано размышление о том, что такое самосознание. Если я правильно поняла мысль автора, то для него всё сводится к телесности. Я ощущаю себя в своём теле - значит, я себя осознаЮ, и вследствие этого прослеживается некое тождество меня вчерашнего и сегодняшнего, если сопутствующие системы, типа памяти, барахлят.

Картина здесь неполная, на мой взгляд.

В китайской системе фундаментов целых 5. Причём не по отдельности, а завязанных друг на друга, как север-юг-запад-восток.

1. Телесная (По). Осознание себя в теле, плюс на более широком уровне осознание привычной телесности окружающего мира (это как бы тоже в какой-то мере своя телесность, но внешняя, своего мира скорее). Это привычное нам 3-мерное пространство, привычная перспектива, предсказуемость передвижений.

2. Волевая (Джи). Я это могу или я это не могу. Я противостою N. Как "внешний вариант" - мне противостоит N, который у внутреннего я выражается в балансе на границе воли и страха.

3. Двигательная (Хунь). Тело не ощущается без движения. Движение тут как дополнительная модальность. Во внешнем аспекте движение выражается в мечтах, целях и планах - куда моя душа направляется и на что мобилизует усилия. Наличие этой дополнительной модальности приобретает смысл, когда понимаешь, что мечтать можно сколько угодно, но пока не поднимешь тушку (По) и не пойдёшь и не сделаешь, оно всё будет вне этого мира.

4. Любовная (Шен). Грубо говоря, это "нравится - не нравится" и организация себя вокруг всех этих многочисленных поляризаций. Во внешнем аспекте это социальные взаимодействия - в какой мере и каким образом принимаешь другого в себя и организуешь себя для другого. Относится не только к людям, но и к объектам, понятиям, комплексным системам, и всему тому, о чём можно сказать "нравится" или "не нравится", "принимаю" или "отторгаю".

Любопытно, что данная часть души в китайской медицине считается отражающейся в живости лица, взгляда. Если у человека из-за болезни отсутствующий пустой взгляд или вообще бессознательное состояние, то считается, что у него недостаток Шен или вообще его отсутствие. Как-будто тело отторгает окружающий мир и собирается его покинуть.

5. Интеллектуальная (Йи). Это семантическая карта бытия, все те слова и смыслы, которые мы используем внутри своей головы для называния и осмысления мира и происходящего. Во внутреннем аспекте это всякие рационализации под себя, порой довольно бредовые. Во внешнем аспекте - это всеобщее знание о мире, коллективная "точка сборки". Грубо говоря, это то, как и во что мы "перевариваем" внешний мир во внутренний.

В такой системе нельзя выделить только один какой-то аспект, потому что он неминуемо тянет за собой все остальные.

Помимо всего вышеперечисленного эти души ещё завязаны на внутренние органы и зависят от здоровья друг друга, а также имеют сложную динамику взаимоотношений. Можно также сказать, что это внутренние органы завязаны на души, если не хочется зацикливаться на материя-центричной парадигме.

Я тут на днях завела дискуссию с одним из наших преподавателей, что в эмбриологии появляется первым - меридианы или органы. Препод сказал, что, по его мнению, первыми появляются меридианы. Аспект душ мы тогда не затрагивали. И вот пока он говорил, я практически увидела, как в зародыше разворачиваются меридианы, словно ветви, и на них вырастают плоды-органы.

Если включить в эту картину 5 душ, то меридианы, выходит, - это 4-мерные входы в соответствующие души. А внутренние органы - это своеобразные слепки того, чем являются и как функционируют души. Как во сне в пространстве образов проходят относительно легко идентифицируемые смыслы нашей "реальной" жизни, так и наше физическое устройство - это сон нашей души в пространстве материи.

Другая аналогия соотношения органа и души - это слово, что называет некий смысл. Воздействием на смысл можно изменить слово. Запретом на слово не устранишь смысл. При удалении желчного пузыря или селезёнки их система смыслов всё ещё продолжает существовать и вступать в семантические связи, примерно как матерная лексика или "тот, кого нельзя называть" в приличном обществе.

китайская медицина, философия

Previous post Next post
Up