(
Часть 1)
15-17 - мочевой пузырь
Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на удаление. Также известно, что при сильном страхе, то есть угрозе персональной территории, у некоторых людей происходит непроизвольное мочеиспускание, то есть они часть себя выносят наружу на общую с другими территорию, как бы силой присваивая её себе. Возможно, на духовном плане мочевой пузырь хранит нашу собственную сущность, которая должна быть выражена в течение дня - будь то эмоциями, поступками, словами, присутствием, внешним видом, утверждением нашей воли и т.п. Не зря ведь мы опорожняем мочевой пузырь несколько раз за день, в отличие от кишечника, что говорит о том, что он несёт энергии того, что должно выражаться во внешний мир чаще.
Таким образом, в то время, когда Ян переходит в Инь, мы должны понять, а проживает ли кто-то внутри нас этот день, есть тут кто? И если он есть, то кто он, как он выглядит, что он из себя представляет, что он чувствует, что он хочет, как он относится к тому, что из нового дня было заглочено до сего момента. Это акт соотнесения того, что было заглочено, с тем, кто это заглотил.
Не зря ведь животные используют свою мочу для того, что метить свою территорию. Тем самым они определяют границы своего духовного тела. Где пахнет мной - там я. Так и у нас. Я сделал нечто - это я. Я увидел нечто - это я. Я поучаствовал и почувствовал - это я. Я это хочу - я есть!
"Откуда мне знать, кто я такой, если всё это - я? - спросил он, движением головы указывая на всё, что нас окружало; потом он взглянул на меня и улыбнулся.
"Путешествие в Икстлан", Кастанеда
В этой цитате дон Хуан лукавит. Карлос для своего исследования хочет у него выпытать формальные данные о нём - имя родителей и т.п. Дон Хуан же - уже птица такого полёта, когда имя родителей не более важно, чем веснушки. Он - это всё то, что вокруг. Динамики сил внутри его Я уже практически нет, как нет у нас сознательного контроля и направления сил внутри нашего тела для обеспечения его функционирования
17-19 - почки
Почки - чуть ли не самый главный орган в теле. Вместе с сердцем-императором почки представляют собой правительство в человеке. Сердце - монарх-небожитель, а почки - премьер-министр. Несмотря на такую иерархию, они равны, как инь и ян. В почках содержится жизненная сила (которая определяет продолжительность жизни и обеспечивает молодость), сексуальная и детородная сила, почки участвуют в производстве крови и ци, в менструальном цикле, в цикле дыхания. Всё это обретает смысл, когда забываешь всё, что знал ранее о западной анатомии почек, химии крови и т.п., т.к. тут речь идёт не о физических почках, а о всей системе.
В почках живёт аспект человеческого духа Джи (Zhi), который переводят как Воля. Эта воля на всех уровнях, включая прямостояние, упорство, физическую выносливость, длительность любых процессов, но также уверенность в том, что, закончив этот цикл, ты непременно начнёшь следующий. С завершением этого дня не закончится жизнь, ты засыпаешь в абсолютной уверенности, что проснёшься на следующее утро - вот эта уверенность и есть Воля-Джи. Это жажда жизни. На уровне нашего тела это стойкость всех систем. На уровне духа - это такая его стойкость, которая сохранит самоощущение себя как себя после смерти тела.
Кстати, наверное, поэтому даосские монахи имели практику удержания спермы, ведь сперма считается в ТКМ жизненной силой, эссенцией почек - они верят, что с каждым семяизвержением её становится всё меньше, жизнь укорачивается. В женской даосской алхимии то же относится к яйцеклеткам, которых у женщин ограниченное количество - мы рождаемся уже со всеми нашими яйцеклетками, и они дополнительно не производятся в течение жизни. Поэтому даосские монашки делали практики на прекращение менструаций. Монахи использовали эту часть своего тела не потому что это гарантированно ведёт к бессмертию духа, а как магический вольт для воздействия на свой дух - чтобы обрести уверенность, что с окончанием этой жизни не закончится жизнь их духа, и на следующее "утро" они проснутся в новом цикле, в новом теле или в новом мире, со всем своим багажом (минус содержание толстого кишечника, плохая карма предыдущей жизни).
На этом этапе мы видим, что солнечный день подходит к концу. Ложиться спать пока рано, так что здесь должно происходить нечто вроде итога дня - в каком состоянии человек подходит к концу цикла - стал ли он сильнее или слабее. Не исключено, что человек стареет, теряет жизненную силу не "естественным образом", а потому что каждый день заканчивает с какой-то слабостью - здесь провалил, здесь поленился, здесь пролежал на диване, здесь уступил, сдесь сдался, здесь утонул в эмоциях, а здесь поддался страху.
Страх - то, что разрушает дух-Джи и почки больше всего.
19-21 - перикард
21-23 - тройной обогреватель
Эти два загадочных органа существуют только в энергетическом смысле, что бы там не говорили современные исследователи о физиологических оболочках и фасциях. Перикард - это защитная оболочка вокруг сердца-Императора. В ТКМ считается, что никакой патоген не поражает сердце напрямую, а все они застревают в перикарде. Есть даже теория, что лечить сердце напрямую тоже нельзя - только через перикард. Как бы то ни было, многие эмоциональные удары, что человек получает от жизни, и которые предназначены сердцу, берутся на себя перикардом.
Тройной обогреватель - это условные отделы тела: верхний (лёгкие, сердце, перикард), средний (желудок, селезёнка, печень, желчный пузырь) и нижний (кишечник, почки, мочевой пузырь, половые органы). Этот орган был введён из какой-то другой системы - то ли шаманской (тройной котёл есть у древних кельтов, например), то ли отдельно системы метаболизма жидкостей. Я склоняюсь к шаманской версии, т.к. данный орган был включен наравне с остальными в эту календарно-циклическо-магическую систему, которой уже не одна тысяча лет, а значит появился он и устоялся ещё раньше.
Какова роль этих двух органов-оболочек в суточном цикле, не совсем ясно. Возможно, что-то типа перевода всех систем в ночной режим.
Перикард проверяет, в порядке ли сердце, спокойно ли, дух-Шень возвращается из внешнего мира, заходит в сердце, чтобы наступил сон. Если дух-Шень не сможет зайти в сердце, то будет бессонница.
Тройной обогреватель - все системы переводятся на нейтралку.
23-1 - желчный пузырь
В западной парадигме желчный пузырь участвует в пищеварении, в расщеплении жиров, а вот в восточной он ответственен за принятие решений, контролирует решительность и в некоторой степени гнев. Имеется мнение, что человек после удаления желчного пузыря становится более податливым, менее решительным. Не сразу и не сильно, т.к. с удалением самого органа его энергии ещё годы ходят по телу в силу внутренней динамики, однако вот теория такая есть. Одна наша студентка рассказала, что до удаления желчного пузыря она обожала всякие экстремальные виды спорта. После - стала бояться даже ездить на мотоцикле. На Западе говорят, что у смелого человека крепкие яйца. В Китае же - что у него сильный желчный пузырь.
Если перевести физические жиры на духовный план, то можно увидеть плотную массу, замкнутую на себя. Достаточно вспомнить, как ведёт себя жидкий жир в воде. Это закрытые от нас ситуации и опыты, вне которых мы находимся. Чтобы войти в них, нам надо вскрыть их оболочку для себя. И тут выходит на свет прямая связь между функцией решительности, смелости, и расщеплением жиров.
Что решительного в человеке происходит, когда он должен спать, не очень ясно. Возможно, анализируется опыт человека за день, выявляется то, что ему удалось "расщепить", проявить смелость и решительность, и этот опыт усваивается, но также просчитываются и выстраиваются какие-то стратегии на бессознательном уровне на основе усвоенного, - которые начнут реализовываться со следующего дня.
Получается, что в этой модели человек не сам сознательно решения принимает, а как бы по итогам каждого дня складывается паттерн доступных решений, сотканный из разнообразных сил, и на основе этого паттерна назавтра человеку будет легче или труднее принимать какие-то решения, делать выборы, чувствовать себя определённым образом, принимать или отторгать какое-то содержание.
1-3 - печень
Печень - это главный склад добра в организме. В смысле питательных веществ. На духовном плане печень - обиталище души-Хунь, которая соткана из планов и мечтаний. То есть, можно сказать, что печень - это память обо всём том, что мы заглотили за все предыдущие дни и запомнили и на основе чего будем выстраивать свою жизнь, когда проснёмся: какие ресурсы у нас есть, что мы в состоянии сделать, на что можем повлиять, какие двери нам открыты. Кстати, не от того ли у людей появляются опухоли в печени, что они живут в уверенности, что они могут контролировать что-то или кого-то (например, членов своей семьи), но он постоянно ведёт себя по-своему и вводит человека во фрустрацию, которая накапливается годами и сгущается в опухоль. Кастанеда, несмотря на всю проработку личных заскоков и дисбалансов души, всё-таки умер от рака печени.
Одна из основных функций печени в ТКМ - хранение крови. Кровь - это питательная форма ци, которая производится селезёнкой (опять же, если забыть то, что говорят о крови в западной парадигме). На духовном плане кровь будет нашим вниманием, которое мы уделяем своим планам и намерениям в течение дня, и энергии, которую мы на них тратим. Получается, что уделять слишком много внимания мечтаниям, не претворяя их в жизнь, - это расходовать кровь впустую и приближаться к малокровию. Наверное, не зря все мечтатели и романтические натуры бледны и анемичны.
Символично, что время печени - когда у человека должен быть самый глубокий сон, и он ни на что не может повлиять сознательно, не может делать сознательный выбор. Здесь как бы человек отдаётся на волю своему внешнему телу, своей Самости, которая принимает все решения за него. Именно она на основе опыта предшествующих дней принимает решение, как ему чувствовать себя в разных ситуациях по пробуждении - ощущать внутреннюю силу или подавленность, своё право или право других, прилагать усилия в ту или иную сторону, дерзать или оставить попытки, выходить из своей зоны комфорта или предпочесть уютный мирок прошлого.
===
Мне видно из этого анализа, что порядок следования органов в суточном цикле имеет свою логику, но не на физиологическом уровне (хотя прочная связь с физиологией тут всё же есть), а на духовном. Я, конечно, тут опять делю на уровни, против чего я высказалась в начале, но это скорее расстановка акцентов - где данная структура для меня лично проявлена очевиднее всего. И в этом смысле привязка к часам здесь очень условная. Её можно принять как часть своей карты мира и использовать как инструмент для чего-нибудь - например, для диагностики или для практики внутренней алхимии. Однако не имеет смысла брать часы суток за указание.
Я вижу больше смысла в восприятии суток как целостности - как воспринимаешь волну с её гребнем и подошвой. Причём это индивидуальная волна. Когда каждый человек просыпается и засыпает, тогда начинается и заканчивается его волна. Если он настроен на ритмы солнца, тогда он в резонансе с более крупной волной. Но даже в океане крупные волны сотканы из множества мелких, идущих каждая в свою сторону, живущих каждая в своём ритме.
Click to view
Более того, я чувствую, что сутки здесь - весьма условная единица. Эта целостная сущность как бы существует вся целиком одновременно и проигрывается вся в каждом моменте, и длительность этого момента каждый раз своя для души человека, проживающей те или иные ситуации.
Я думаю, древние разбили этот цикл по часам в виде своеобразного магического круга для практики внутренней алхимии и магии, чтобы определённым образом воздействовать на процессы души. В таблицах соответствий, которые мне попадались, им приводятся соответствия животных, музыкальных нот, божеств. Если ты знаешь роль почек или желчного пузыря в твоей душе и знаешь, что в них у тебя какая-то слабость, то совершая ритуал, делая медитацию, произнося молитву в определённое время суток, ты воздействуешь на эту слабость.
Если ты доктор, то ты используешь эту схему, чтобы принимать пациентов с определёнными проблемами в определённое время суток, да ещё и поворачивая стол для процедур в определённом направлении. Ты, вдохновляясь энергиями богов или животных того или иного часа, создаёшь целебные мантры или талисманы под конкретного клиента.
Однако здесь играет роль не время суток, и у человека со стороны, решившего использовать эти таблицы, схожего эффекта не выйдет. Здесь играет роль то, насколько прочно данная схема стала частью карты мира монаха и насколько он способен собственной волей влиять на людей и объекты, попадающие в его Шень, вовнутрь его магической сферы.