Противоречивые теории китайской медицины. Часть 1

Jun 09, 2019 11:48

Когда начинаешь изучать китайскую медицину, то неминуемо сталкиваешься с теориями, которые противоречат одна другой. Я сначала пыталась всё это притянуть к общему знаменателю и как-то установить общие связи, но во многих случаях это оказалось нереально. Только сейчас спустя полгода я наконец-то глубоко осознала, что это разные теории, появившиеся в разное время и в разных школах мысли. Сейчас их просто собрали в одну кучу и дают эту кучу студентам как набор инструментов - у кого что пойдёт.

Я привыкла к тому, что в западных университетах студентам вдалбливают Истину. Ну, то есть "учёные открыли", "физические Законы" и т.д. Несмотря на то, что там время от времени озвучивается, что есть разные теории, как-то никто не говорит, что, мол, господа, это не "так, как всё есть на самом деле", а лишь чья-то попытка объяснить наблюдаемое. Типа того, как понимался "Закон" или, там, "Завет" в древние времена. К такому однонаправленному восприятию действительности традиционно готовят с самой школы. Мне понадобились значительные, для меня, ментальные усилия, чтобы начать думать по-другому.

Вот и в моей нынешней школе ТКМ тот факт, что нам не озвучили с самого начала, что это всего лишь разные теории, с которыми нас знакомят, но которые не являются Истиной и даже друг с другом конфликтуют, - заставил меня потратить немало ци на попытки увязать всё в логичную связную картину.

Вот здесь я пыталась увязать в одну картину 3 разных теории:



Теория 5 стихий сюда уже никак не влезла.



Когда я пришла со своим тупиком к одному из учителей, он сказал, что и не влезет, т.к. символ и-цзин и 5 элементов пришли из разных источников. Они оба хорошо описывают циклы - например, дневной или годичный, - но между собой их скрестить нереально без потери оригинала.

В первой картинке выше символ И-цзин описывает пермутации Инь и Ян, вечное следование света и тени.

Стрелки внутри, а заодно и цифры по периметру, описывают суточный цикл органов (circadian clock) - это когда каждый внутренний орган более активен 2 часа в сутки вне зависимости от того, спит организм или бодрствует. Ну то есть теоретически желчный пузырь всегда активен с 11 вечера до часу ночи. Что конкретно в теле под этим имеется в виду, если мы должны спать, непонятно. Там же в одном из кругов идут названия этих органов, которые также соответствуют одноимённым меридианам. Однако в ТКМ органы - это не анатомические органы в западном понимании, а органы-системы. И в ТКМ также в большинстве случаев разграничиваются понятия органов и меридианов. Я пока не смогла найти логичного объяснения этому суточному циклу, и пара опрошенных мной учителей признались, что в своей практике его не используют, хотя и учили его с самых первых недель.

В первом внутреннем круге следуют загадочные названия 6 меридианов - taiyang, yangming, shaoyang, taiyin, shaoyin, jueyin. Они означают что-то типа Великий Ян, Яркий Ян, Малый Ян, Великий Инь, Малый Инь, Конечный Инь. По названиям можно подумать, что они соответствуют фазам Инь и Ян в И-Цзин.

Однако у этого набора терминов есть 3 совершенно разных применения.

Во-первых, это гипотетические уровни проникновения болезни в тело. В Великом Яне застревают все простуды и из него же их можно легко изгнать, но чаще всего их выдувает самих. В Ярком Яне уже что-то типа гриппа. Малый Ян - последняя застава пред Инем, глубинными структурами. Сюда добираются запущенные, но пока не критические случаи. В Малом Ине болезни уже считаются не внешними, а внутренними, то есть внутренние системы приняли их и стали культивировать. Тут уже задел для всего хронического. Конечный Инь - это такая хроника, которую очень трудно или невозможно вылечить.

Во-вторых, это уровни проявления болезни. То есть Великий Ян - это кожа, Яркий Ян - мышцы и т.д. Это не очень распространённая теория, в учебниках я её не видела, но в одном подкасте о ТКМ её упомянули и изложили версию её рабочести.

В-третьих, на практике каждый из этих меридианов является общим названием для двух меридианов органов. Например Малый Инь - это другое название для меридианов сердца и почек. Традиционно в китайской медицине не было названий меридианов по органам, а называли их, например меридиан Малого Иня ноги (меридиан Почек) или меридиан Малого Иня руки (меридиан Сердца). Есть такое мнение, что изначально существовали не меридианы в "современном" понимании, а некие слои, которые проявляются в соответствии с тем, как падает на человека тень в какое-то время дня, или это какой-то "общий знаменатель" освещённости солнцем в течение суток.



В этих областях и проходят теперь соответствующие меридианы, которые в более современном исполнении ещё и привязали к конкретным анатомически значимым частям тела. Сантиметр вправо-влево, и считается, что ты уже мимо. Самые прогрессивные теории западного замеса используют "теорию фасций" - то есть теперь якобы меридианы пролегают между мышцами, там, где их разделяют особые мембраны, фасции. И вот в эти-то фасции многие теперь и тыкают пальцем - вот смотрите, мол, я нашёл ваши пресловутые меридианы!

Мне нравится теория про то, как солнце освещает человека, есть в этом что-то. Однако теория, на мой взгляд, неполная. Ещё в "Жёлтом Императоре" говорится, что "Мудрец всегда садится лицом на юг". Это своеобразная "ритуальная" максима, которая в том числе показывает взаимосвязь человека Пути с окружающим миром: "Император садится лицом на юг, и вся империя приходит в порядок." В случае Китая солнце будет проходить перед человеком слева направо и освещать его спереди.

Однако эта теория противоречит другой теории, согласно которой передняя часть человека - Инь, а задняя - Ян. Одно из объяснений этого состоит в том, что если человек, следуя своей животной природе, станет на 4 конечности, то солнце будет освещать его спину, а со стороны груди будет тень. Я совсем недавно услышала эту интерпретацию от учителя. Поскольку нигде не встречала других интерпретаций, то до этого довольствовалась своей личной версией, что то, что мы видим как свой перед и несём миру, это уже устоявшаяся часть нас, - Ян, сгустившийся в Инь. А спина соответствует Яну, т.к. нечто ведёт нас, толкает, вперёд, - тот Ян, что жаждет проявиться в новом Инь. Моя интерпретация не соответствует стилю китайской медицины и наверняка не то, что древние имели в виду.

Так вот, вышеозначенная картинка с ицзин и органами мной была нарисована по инструкциям в "Жёлтом императоре", где император Хуан-Ди задаёт вопросы магическо-медицинского толка своему советнику Чи-Бо. То есть уже там тот, кого мы считаем автором этой книги, написанной 5000 лет назад, пытается увязать воедино, как я, уже существовавшие тогда теории - ицзин, 6 меридианов, сидящего лицом на юг мудреца и складывающегося мира вокруг него. То есть такой магический круг получается из компонентов неизвестного происхождения.

С одной стороны, Хуан-Ди маппит 6 меридианов Ян-Инь на символ ицзин, и его мудрец, получается, сидит где-то в районе середины Иня, так что середина Яна прямо напротив него. То есть тут вроде какая-то логика проклёвывается. С другой стороны, в этой логике уже нет места символу ицзин, линейно описывающему цикл. Если идти по часовой стрелке, то как раз сутки или год и получаются. Но если следовать циркадному циклу по карте, нарисованной Хуан-Ди, то будешь постоянно прыгать из Иня в Ян, и тут уже привычная там стрела времени неприменима.

Хотя, может, я просто пытаюсь понять конфликт этих двух моделей с позиции западного человека нашего времени. Говорят, древними китайцами время воспринималось не линейно, а циклически. Когда я пытаюсь это постичь, у меня получается представить только существ, живущих в 4-мерном мире. Вот для них-то как раз мерцать одновременно в Ян и Инь и следовать смене света и тени, дня и ночи - само собой разумеющееся.

Мне кажется, введение в модель дополнительного измерения, - каким бы невозможным оно ни казалось для нашего сознания, - единственно позволяет понять смыслы, изложенные "Жёлтым Императором" 5000 лет назад.

(продолжение следует)

китайская медицина, мистицизм, даосизм, время, китайский элемент

Previous post Next post
Up