Перед началом долгого понедельника директриса показала нам мотивирующую презентацию о том, как наслаждаться своей утренней чашкой кофе. Что-то там есть такое и от Лао Цзы. Правда, выяснилось, что больше половины класса кофе не пьют.
Аку-2. Количество информации набирает обороты, впору вспомнить о наставлениях Лао-Цзы, которыми директриса с нами поделилась на прошлой неделе. И это ещё не самые сложные меридианы - Ответственный и Управляющий, которые составляют малое кольцо в цигуне. Ответственный идёт от муладхары по центральной линии передней поверхности тела до нижней губы, где раздваивается и поднимается вокруг рта и до нижней глазной орбиты. Управляющий идёт тоже из того же района, по центральной линии задней поверхности тела вдоль позвоночника до углубления в шее под затылком, проходит через мозг в сахасрару и спускается до верхней губы. Там у него ещё есть ответвления без точек, которые идут по тем же местам, где проходят другие меридианы. Например, одна ветвь Управляющего (заднего) меридиана проходит внутри Ответственного (переднего), другая его ветвь от глаз по голове и вниз по позвоночнику идёт внутри меридиана мочевого пузыря (линии по бокам от позвоночника). Я пока не уверена, что поняла смысл этих дублирующих ветвей кроме формальной связи между задействованными меридианами, то есть меридианы пересекаются не только в аку-точках, но и в крупных зонах тела, как, например, много разных шоссе оказываются "упакованными" в единый туннель без разделения на разные шоссе. И если вылить на часть машин синюю краску (образно, вставить иглу для энерговоздействия) в одной точке или самом туннеле, то синие машины перемешаются в туннеле и разъедутся в том числе по другим меридианам.
Те цигунисты-нейгунисты, кто пытается гонять энергию по "малому кругу", то есть по этим двум меридианам, несомненно пытаются мягко стимулировать расположенные на нём точки, что как минимум хорошо скажется на всём здоровье и душевном состоянии, т.к. там получаются задействованы все внутренние органы, мозг, позвоночник, важные крупные источники энергии и жизненной силы. Однако давно попадавшиеся мне народные рецепты, типа гонять сзади наперёд, чтобы похудеть, или спереди назад, чтобы нарастить мышечную массу, или по той же логике изменить характер с интроверта на экстраверта и обратно, - это не более эффективно, чем распевать "Харе-Кришна" с той же целью. Если достаточно регулярно и долго заниматься цигуном / нейгуном, то можно привести в порядок внутренние органы, и тогда похудеется само, или добавится то, чего не хватало, или снимутся зажимы и застои, или улучшится самочувствие или уверенность в себе, из-за чего повысится фоновый уровень удовлетворения жизнью. Но конкретные рецепты, вроде зависимости кручения энергии от направления для похудения, в известной мне теории не имеют оснований.
На практической части занятия объединились в пары и рисовали друг у друга на животе: учились делить пространство тела на "цуны" - уникальные для каждого человека пропорциональные единицы измерения. Если известно, что от лобковой кости до пупка 5 цун, то этот отрезок тела надо было разделить на 5 частей. Эти цуны потом будут использоваться для локализации других точек.
***
Теория ТКМ 2
Говорили о shen, который на русский переводят как "дух". Я раньше думала, что психология ТКМ концентрируется именно на shen. Но как я поняла из объяснения, это что-то типа жизненной силы / здоровья в целостном восприятии пациента. Например, если глаза блестят здоровым блеском, кожа хорошо отражает свет, выражение лица положительное, взгляд сфокусированный и в тонусе - у человека хороший шен. Если он заболеет физически, но сохранит хороший шен, то выкарабкается. В презентации препод показывал много фоток китайцев с разными степенями присутствия/отсутствия шен. Наверное, презентация переведена из материалов какой-нибудь китайской школы.
Есть ещё такое интересное понятие как ложный шен. Это всплеск жизненной силы и здравого рассудка у человека перед смертью. Может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Это объясняется тем, что шен готовится выйти (душа готовится оставить тело) через голову и мобилизует энергии ян, толкая их к голове. Это улучшает у человека функциональность мозга, а значит, и многих всё ещё функционирующих систем организма. Но при этом у него может быть нездоровый румянец и блеск в глазах (поднимающийся жар).
Один студент упомянул какого-то китайского народного персонажа, который, выпив, был способен на такие действия, на какие был не способен трезвым, и спросил, как соотносится алкоголь с шен и что это было, если не шен. Развернулась интересная дискуссия о том, что это могло быть. Я предположила, что это гуй (та часть души, которая остаётся на земле после смерти в виде призрака и может вселяться в живых и вызывать одержимость).
***
Физиология. Неожиданно для себя на тесте получила 100%. Неожиданно для себя одна наша студентка, по профессии диетолог, его провалила. Тест был на метаболизм, белки, углеводы и вот это вот всё. Препод сильно понизил уровень подаваемой нам информации. Чувствую себя, как в школе. Однако из-за его проблем с языком (которые он, наверное, не признаёт в себе), а также из-за небогатого опыта преподавания ему не удаётся подать нам материал в удобном для усвоения виде. Он его нам даёт в виде предложений для зазубривания. Я легко сложила пирамидку из протеинов, жиров и углеводов и обозначила стрелочками, что во что может превращаться, а что во что не может. В пирамидку также включила синонимы, которые он использует попеременно, ещё больше путая студентов. Многие наверняка до сих пор считают, что липиды и жиры, амино-кислоты и протеины, углеводы и глюкоза - суть принципиально разные понятия. Что, наверное, объясняет кислый средний результат теста.
Препод выглядит печальным из-за нашей тупизны. На предметной части урока часто пропускает слайды про сердце и кровь, говоря, что вот тут слишком много текста, а вот тут для нас слишком сложно. Мы чувствуем себя ещё более тупыми. Объясняя про группы крови, он опять всех путает антигенами и и антителами. Когда он начинает объяснять разницу на своём чайниз-инглиш, я выключаю мозг и решаю потом почитать в каком-нибудь учебнике. На уроке держусь на плаву только потому, что нагуглила наглядную картинку о том, что кому можно переливать. Стараюсь не думать об антигенах и антителах, чтобы не спугнуть картинку.
***
Травы. По-моему, я завалю этот предмет. Препод даёт травы абсолютно без системы, на тупое зазубривание. Западный человек на это не заточен.
Информация выглядит
так:
Ядра семечек персика (иероглифы, пиньин, английский, латынь)
Вкус: горький, сладкий
Свойство: нейтральный
Меридианы: сердце, печень, желудок, толстый кишечник
Дозировка:
Применение: 1. 2. 3. 4.
Применение (подробно): Много текста
Противопоказания:
Комментарий препода, часто отрывочный непонятный, как одинокие иероглифы, только английскими словами и без знаков препинания.
И таких трав - около 20 на категорию. На следующей неделе тест на первые 3 категории - что-то там про нормализацию ци и кровь. Выучить около 60 трав со свойствами без всякой внутренней логики нереально. Вкусы, свойства и меридианы как-будто подобраны совершенно рандомно. Одной студентке-китаянке, которая до этого училась на фармацевта, я говорю, что у неё уж точно мозг должен быть заточен на запоминание веществ. Она посмотрела на меня большими глазами и сказала, что завалит этот предмет, т.к. в фармацевтике есть логика и система, а тут она её не видит. Даже если проигнорировать мелочи, типа вкуса и свойств и сконцентрироваться только на применении - то есть том, что трава делает непосредственно в теле, то тут тоже нужна логика. Наверняка горькость, вязкость, сладкость вкуса и температура как-то соотносятся с разными модусами энергий, что-то с ними делая - расширяя, сужая, проталкивая вниз или вознося наверх, коагулируя и закрепляя или разжижая и растворяя. Зная это, можно логически вывести те типы дисбаланса в теле, на которые травы влияют. Но нам это никто не рассказал.
***
Теория ТКМ 1. Говорили о круге стихий. Я в прошлом году конкретно погрузилась в круг стихий, и развила собственное их понимание и чувствование, выходящее в область метафизики далеко за пределы слов из учебника. Преподша, конечно, их зазубрила на "отлично", и все отношения между ними зазубрила, как таблицу умножения, но, по-моему, в суть не проникла. Когда она говорила о стихии дерева, я, чтобы оживить дискуссию, спросила, наблюдается ли эта стихия в формировании ледяных узоров на окне и в росте кристаллов вообще (в моём понимании наблюдается).
Ну логично же, что дерево - это не только дерево, а сам принцип ветвления чего угодно. На этом постулате зиждится потом вся теория стихии дерева внутри человеческого тела и его завязка на печень. У нас же в печени не деревья растут! У нас из субстрата пищи ветвятся-производятся те вещества, которые нужны именно нашей внутренней вселенной. Чтобы понимать, почему печень - это дерево и как оно соотносится с весной, какова зависимость от воды-зимы-почек и каково следствие в огне-лете-сердце, нужно постичь именно принцип, а не вызубрить схемы.
Училка зависла, сказала, что это физика, конденсация, вообще к ТКМ не имеющее отношения, и что я слишком много думаю и в конце-концов неизбежно запутаюсь, так что мне лучше не думать, а запоминать.
Потом она рассказывала о соответствиях стихий географическим направлениям. Я спросила, как это относится к ТКМ (раз уж кристаллы льда к ней не относятся). Она сказала, что логично же, что на севере холодно, и если пациент живёт на севере, то у него иные болезни, чем если он живёт на юге. Я не стала упоминать про Аргентину и Австралию и спросила, а что тогда делать с западом и востоком. Училка посмотрела на меня, как на слабоумную, и сказала, что очевидно же - на востоке море, там влажнее, на западе пустыня и горы, там суше, тоже другие болезни. Я спросила, а что если я перееду во Францию или в Калифорнию. Она опять зависла и сказала, что я слишком много думаю и в конце-концов неизбежно запутаюсь, так что мне лучше не думать, а запоминать.
В "Тавистокских лекциях" Юнг сказал:
(...) вы смотрите на некоторое скопление людей и говорите: «Откуда они все пришли?» или «Зачем они собрались вместе?» Восточный разум это абсолютно не интересует. Он говорит: «Что означает, что эти люди находятся вместе?» Для западного разума нет такой проблемы. Вас интересует, зачем вы сюда пришли и что вы здесь собираетесь делать. Для восточного разума все не так: его интересует то, что вы вместе.
Вот как это выглядит: вы стоите на берегу моря, и волной выбрасывает старую шляпу, поломанный ящик, ботинок, мертвую рыбу, и они остаются лежать на берегу. Вы говорите: «Случай, бессмыслица!» А китайский разум задает вопрос: «Что означает, что эти вещи находятся вместе?»
Так вот, китаец внутри меня задаёт вопрос: "Что означает, что мне попалась такая училка?"
Прокачать скилл запоминания мне, конечно, не помешало бы для курсов трав и точек, а не там, где нужно понимание, а не запоминание.
И ещё, мне очень хочется самой вести этот курс когда-нибудь с обязательными медитативными упражнениеми на погружение в стихии и личное их исследование, с обязательными десятками примерами их проявления в окружающем мире. С обязательным установлением параллелей между процессами внутри тела и в окружающем мире. Может, когда я тоже буду на 3-м курсе...
Но нужно ли оно кому-нибудь кроме меня? Или студенты туда приходят, только чтобы зазубрить самые популярные протоколы и меры безопасности?
***
Аку-1
Говорили о разных типах иголок и мерах предосторожности. Слушали страшные истории о том, как одна девочка проколола пациенту сердце, потому что у пациента в грудине была врождённая индивидуальная особенность - незадокументированное отверстие прямо напротив сердца, в которое девочка и протолкнула иглу, т.к. забыла о рекомендуемой глубине и направлении. Или историю о том, как один мальчик проткнул пациенту лёгкое, чем вызвал пневмоторакс (сдувание лёгкого), что потребовало экстренной госпитализации пациента, вскрытия грудной клетки, заклеивания дырки от акупунктурной иглы (которая толщиной с тонкий волос) и надувание лёгкого. Или о другой девочке, которая вставила пациентке иглу между лучевой и локтевой костями руки, а пациентка повернула руку, кости сместились, как они и должны делать в таком положении, и получившийся рычаг сломал иглу, которую потом пришлось удалять хирургическим путём.
О конкретных случаях из практики никто рассказать не смог. И сама преподша давно колет, и многие студенты уже десятилетиями пользуются услугами акупунктурщиков, но никто о таком в реале не слышал, даже о случайно сломанных низкокачественных иглах.
На практической части урока мерили цуны (пропорциональные отрезки) друг у друга на разных частях тела. Выяснилось, что мои цуны на руках короче, чем на ногах, если указанное место делить на то количество цунов, которое даёт нам теория. Преподша нарисовала у меня на руках и ногах ещё по линейке, пришла к тому же результату, что и мой партнёр по рисованию, и пошла спрашивать у директрисы, почему так. Хотя количество цунов и рассчитано из пропорций всего тела и 12 цунов от локтя до запястья и 19 цунов от бедра до колена должны дать примерно одинаковые отрезки, но коротконогие азиатки и длинноногие славянки и американки слишком очевидно имеют разные пропорции вне зависимости от роста. Директриса пришла и устроила лекцию на полчаса о том, что цуны индивидуальны не только от человека к человеку, но и от части тела к части тела, поэтому при поиске аку-точек на разных частях тела нужно мерить именно эту часть тела, как если бы она была вещью в себе.