Осенью на работе в соответствием с энергиями сезона начинается сезон подарков. Кто-то приносит пакет конфет и оставляет для всех на рецепшене. Кто-то испекает пирог и оставляет для всех на кухне. Я в прогулках по парку набрала красивых орехов конского (несъедобного) каштана и декоративно выложила их в корзине на кухонном столе. В тот же вечер все орехи бесследно исчезли. Я тогда ещё не была уверена, съедобны они или нет, поэтому в пустой корзинке оставила юмористическую записку, мол, тот кто взял, вернёт их обратно запечёнными или принесёт чего-нибудь вкусное взамен. На следующий день на моей записке оказалась приписка "Держи карман шире".
Такая формулировка отстоит от официально вежливого и дружелюбного обращения в нашем коллективе, как небо и земля. У нас просто не принято свой негатив вымещать на коллегах, либо ранить или разжигать каким бы то ни было иным образом. Про себя можно выругаться, на соседа, мужа, принтер или чокнутого водителя можно пожаловаться за обедом, можно грязно выразиться о политиках и прочих публичных персоналиях, но на коллегу - ни-ни! На самом высоком уровне приняли "Хартию о дружелюбии" и везде её форсят. Поэтому я, расслабившись под уютным зонтиком Хартии, анонимный комментарий о кармане восприняла как выплеск ничем не мотивированной злобы.
На следующий день я распечатала, опять в юмористическом ключе, список заповедей под картинкой Иисуса, где изложила в том числе болезненные места офиса, касающиеся всех. Помимо "не воруй чужие каштаны" и "не пиши злобных анонимок", я добавила "не оставляй в раковине грязную посуду", "разбирай из посудомойки чистую посуду хотя бы пару раз в месяц" и т.п. Оставила строчки, чтобы люди дописали свои собственные "заповеди". Народ подключился, и к концу дня список был дополнен заповедями "Смывайте унитаз качественнее", "Ведите экологичный образ жизни", "Don't worry, be happy", "Прощайте тех, кто вас обидел". К этой последней заповеди кто-то дописал "...ибо несчастны они." Я решила вывести список на новый уровень и на следующий день картинку Иисуса заклеила картинкой Ректора.
Последняя заповедь с припиской, плод творчества двух разных людей, вдохновила меня на размышления. Целый день я думала о ней и пыталась разрулить вот такую ситуацию. Предположим, меня кто-то обидел. С человеческой и кармической точки зрения было бы оптимальным простить обидчика. Но мне не давала покоя мысль, что в этой ситуации я свои чувства ставлю ниже, считаю менее важными, чем его чувства. Он сделал зло, потому что несчастен и не имеет лишней энергии делать добро. Простив его, я ему как бы скажу, я, мол, понимаю, что ты несчастен, принимаю это, твои чувства очень важны, и дальше зла на тебя не держу.
Но вот где во всём этом МОИ чувства? А что если мне нужна эта обида, чтобы набрать в моей душе какой-то необходимый балласт? Мало ли на что он будет необходим. Жизнь покажет. Черепаха сохранила обиду на хищников и вырастила себе панцирь. Дерево сохранило обиду на действующую на него силу и создало себе кору. Мы через обиду на поступающую в нас трудноперевариваемую пищу сделали желудочный сок и желчь всё более и более едкими. То есть реально фичу в себе прокачали, или там, новое оружие добыли... А простив кого-то, ты пропускаешь этот неприятный поток через себя, как при поносе, только воспоминания болезненные остаются.
Прийдя к такому логическому заключению, я, пока никто не видит, дописала в списке следующую заповедь: "Не прощайте тех, кто вас обидел. Ваши чувства так же ценны, как и их. Цените свои чувства и цените себя!"
Я прямо чувствовала в атмосфере кухни висящую там тревожность. В обеденный перерыв, ставя свои блюда в микроволновки, коллеги молча бросали взгляд на записку. Не было привычного обеденного многоголосия и веселья. Через пару часов записку выкинули.
Наверное, мысль о ценности собственных отрицательных эмоций была слишком радикальной для ещё вчера христианского сознания моих коллег.