В человеческой психике стихии проявляются следующим образом:
Вода - это его привязанности к некоей ситуации - к месту, где он родился, живёт, связь с семьёй, давними друзьями, привязанность к тому, чем он владеет, цепляние за ситуацию, где он чувствует себя собой, сохранение привычных способов функционирования - привычек, маршрутов, сценариев.
Огонь - это устремлённость из прошлого в будущее, планирование, амбиции, желание роста, развития, новых ощущений и опыта, познания нового, или даже просто желание конкретных вещей.
Дерево - это желание действовать, расширять область контроля и своего присутствия, это поиск новых путей и рецептов, создание корпуса идей и ощущений в ситуации.
Металл - это сохраняющая себя сила эго, которое если и меняется из ситуации в ситуацию, но некритично и старается максимально удержать свою целостность как наша планета является шарообразной именно из-за силы стягивания к центру. Это твёрдость в защите своего мнения, своего права, своего места.
Земля - комфортный баланс всех вышеперечисленных сил, когда они все балансируют друг друга, не давая превалировать ни одной из них в ущерб всем остальным. И даже если одна стихия усиливается, то балансирующая роль Земли организует изменения в остальных стихиях сразу на нескольких планах. Слово "ущерб" здесь очень важно, т.к. он выражается в ощущении человеком дискомфорта и появлении затыков и болезней. Можно иметь одну стихию доминантой на одном плане или сразу нескольких, но поставить на службу ей все остальные стихии, что это никак не скажется на здоровье, самочувствии и ощущении счастья человеком.
Это как климатические пояса. Песчаная или ледяная пустыни, болота или горы не являются дисбалансом для своей местности, т.к. в меру возможностей обеспечивают воспроизводство жизни, адаптацию и эволюцию живущих на территории видов. Если бы в песчаной пустыне с упорством, достойным лучшего применения, всходили бы деревья или селились большие количества людей, то деревья быстро сохли бы, а люди быстро умирали из-за недостатка питания и воды. И это было бы признаком дисбаланса. Если бы в ледяную пустыню постоянно прилетали тропические птицы или пытались укорениться дубы, это тоже было бы признаком дисбаланса.
Стоит отметить, что понятие "психика" тут очень условно и не соответствует привычному определению из психологии. Свой набор стихий есть в физиологии на многих уровнях. Есть в мире эмоций на плане восприятия окружающего мира, на плане целеполагания, на плане выстраивания себя, на плане реализации своего пути. Есть в мире внутренних энергий, которые не совсем физиология и не совсем эмоции в привычном понимании, но которые я тоже отношу к эмоциям, т.к. они двигают (e-motion) и выстраивают наши внутренние структуры под воздействием внешних впечатлений.
Свой набор стихий есть и в том, как для нас выстраивается событийность. При том, что очевидно, что внешняя (разреженная) событийность некоторым образом влияет на более плотные эмоции и физиологию, я пока не разобралась в паттернах этого влияния.
Кроме того в китайской медицине есть мнение и о действии в обратную сторону (не всеми врачами, правда, поддерживаемое), что дисбаланс на событийности человека является отражением некоего дисбаланса на физиологии, и что изменить жизненные события и затыки можно воздействием на физиологию посредством иголок и трав. Это откровенно магический подход, в котором тело представляется микро-копией макро-процессов (как магический алтарь или вудуистская кукла-вольт), в которой воздействие на смысловые узлы соответствий между телом и внешним миром должно выражаться в том числе в изменениях и в мире конкретного человека.
Над осмыслением таких закономерностей я пока работаю. Единственное, что пока ясно, они не могут быть сведены к законам, универсальным для всех, из которых можно сделать таблицу соответствий. Можно вывести законы, универсальные для сил (стихий) вообще, но не для соответствий физиологии / эмоций / событий. Состояние физиологии, эмоционального тела, ментальных установок и событийности у каждого человека должно оцениваться индивидуально с позиции баланса вышеупомянутых сил.
Это своеобразная астрология тела, где за ключевые точки принимаются не планеты в космосе, а состояние некоей системы на разных планах в данный момент времени. Причём параллелизм системы, мне кажется, действует в обоих направлениях - по дисбалансу отдельных внутренних систем можно гадать судить о схожем состоянии на событийности человека, и точно так же наблюдение отдельных затрагивающих человека событий в его жизни может указывать на уже имеющиеся или грядущие типы дисбаланса у него в физическом теле.