О развитии интуиции через отказ от интерпретации

Sep 13, 2018 05:21

В одном обсуждении на ВК привели следующую цитату Славоя Жижека:

"Что обычно остается не замеченным в большинстве попыток интерпретации разрыва между модернизмом и постмодернизмом, так это то, каким образом этот разрыв затрагивает сам статус интерпретации. И модернизм, и постмодернизм считают интерпретацию неотъемлемой от своего объекта: без нее у нас нет доступа к произведению искусства - тот традиционный рай, где каждый, вне зависимости от глубины и многосторонности его умения интерпретировать, мог наслаждаться произведением искусства, потерян безвозвратно. Таким образом, разрыв между модернизмом и постмодернизмом надо искать внутри этой присущей тексту и комментарию взаимосвязи.

Итак, модернистское произведение искусства по определению "непостижимо"; оно функционирует как шок, как вторжение травмы, которая подрывает размеренный ход нашей обыденной жизни и сопротивляется интеграции в символическую вселенную господствующей идеологии; затем, после этого первого столкновения, на сцену выходит интерпретация и позволяет нам интегрировать этот шок - она возвещает нам, скажем, о том, что данная травма знаменует собой, и указывает на шокирующую извращенность нашей "нормальной" повседневности...

В этом смысле, интерпретация становится завершающим моментом самого акта восприятия:...."

И мне тут вспомнилось вот что. Я недавно читала текст про разные религиозные запреты, в частности иудейские, и там была такая мысль, что запрет или предписание не должны быть рациональными, как-то объясняться (типа, зачем обрезание, не смешивать мясное с молочным или не есть морепродукты). Там даже акцент на том, что доказательством величия бога и истинности откровения считается именно его иррациональность. Выполняй, а не думай, и тогда будешь ближе к твоему богу.

В чём-то я даже согласна с такой позицией (если установка при выполнении правильная), т.к. вижу в ней именно развитие связи с интуитивным.

Жижек же, похоже, пытается объединить интуицию и смыслообразование, но делает это со стороны смыслообразования. Однако мы и так живём и варимся в мире смыслов и тем самым упускаем среди них интуицию. Это как за деревьями не видеть леса, а в океане не видеть воды. Если объединять смыслопостроение и иррациональное, то большинство людей неминуемо под силой гравитации привычного свалятся в знакомые модели смыслопостроения и рискуют упустить интуитивное, которое потенциально может быть принципиально иным. Настолько иным, что не укладываться ни в какие известные смыслы.

Сама этим страдаю последние 6 лет. Если я правильно поняла за все эти годы попыток построить мост на Ту Сторону, надо изначально делать акцент на том, чтобы остаться наедине с иррациональным как можно дольше и по возможности не строить интерпретаций или минимизировать их. Чем больше твоего сознательного пребывания наедине с лишённым интерпретации содержанием, тем больше тебя на Той Стороне, и тем оно ближе к Этой Стороне. И мост строится фактом сближения этих Миров, а не плетением косы смыслов.

В то же время во мне силён ветвящий элемент, который сам перекачивает тонны смыслов, выстраивая их в логические конструкции. Однако тот факт, что я уже пишу меньше текстов, чем раньше, говорит мне, что включилось нечто иное. Я, правда, продолжаю ветвить смыслы в мыслях, которые роятся в моей голове, как комары в тайге. Но и это потихоньку начинает отступать перед моментами чуть более чистого восприятия энергий в облаках, деревьях, людях.



Например, как выбирать кандидата, за которого будешь голосовать на выборах? Пусть смысла - выбирать по предвыборной программе, по тому, что до тебя доносят о нём СМИ и трансформирует под твои ценности твой рассудок. Путь интуиции - выбирать по тому, что чувствуешь, глядя на кандидата, насколько приятна его улыбка, выражение лица, насколько нравится тембр его голоса, его шутки, цвет костюма. И тут смысл не в какой-то объективной красоте, сексуальности или вкусе, а в чём-то, что лежит за пределами воспринимаемого, и для чего воспринимаемое является лишь обёрткой. Стараться полагаться на "чуйку", на комплекс "симпатичных" деталей, на иррациональное.

Какое масло купить? - В зелёной обертке! Приятный зелёный цвет.
Какой шампунь лучше? - Вон тот в невзрачной бутылке. У неё приятная матовость. И он не пахнет! Шампунь без запаха - то, что надо!
Какой отель забронировать для отпуска? - В названии должны быть буквы, из которых можно сложить слово forest.

Современный человек по своей сути заточен на то, чтобы во всём находить свой личный смысл, набрасывать на непознаваемую территорию покров с картой смыслов. Карта же практически всегда выстраивается максимально похожей на общественное среднестатистическое за счёт информационной гравитации облаков смысла.

Развитие интуиции - это способ выйти из-под действия этой гравитации и найти свою колею. Связь с иррациональным через трансовые практики, по возможности без интерпретации, что значит тот или иной символ, - это временный контролируемый отказ от поиска смысла, а значит, шанс себе оторваться от интроецированной в себя карты смыслов общества. С одной стороны, идёшь как бы против своей природы. С другой, - возможно, это прохождение квеста, после которого получаешь профит с обоих уровней - интуитивного и смыслового.

мистицизм, философия

Previous post Next post
Up