Скелет религий

May 23, 2018 07:36

Ветка дискуссий о саентологии позволила мне лучше рассмотреть анатомию организованной религии. Что плохого в саентологии, знают многие. Что в ней хорошего, знают много те, кто внутри этой секты. А вот найти, что в ней может быть хорошего, если ты не саентолог, было любопытно.

***

anairos
Любая попытка переводить понятия одной религии в понятия другой приводит только к заблуждениям. А любая попытка серьезно воспринимать сайентологию уже сама по себе есть заблуждение.

napoli
Почему же? Если отбросить коммерческий фактор, саентология - это чей-то личный гнозис по саморазвитию, так что его можно воспринимать так же серьёзно, как и прочие религии. Другой вопрос, что он не будет таким эффективным для всех. Как, впрочем, не являются эффективными для всех ни одна религия. Если б их не насаживали силой в качестве госидеологий, обязательных для внедрения в собственные психику, сознание и дискурс, то у каждого была бы своя "саентология".

anairos
В который раз убеждаюсь, что для большинства людей, размышляющих на тему религии, "религия" = "христианство". Говоря о религии, они без малейшего осознания приписывают ей характерные черты христианской церкви ортодоксально-кафолического периода.

Христианство и ислам -- единственные религии, которые кто-то где-то систематически "насаживал в качестве госидеологии".

Что касается сайентологии, то ее миф не имеет ни малейшего значения, потому что его никто не использует. Он служит лишь оберткой для своеобразных психопрактик этой секты.

napoli
Я думала не только о христианстве и исламе, когда писала предыдущий комментарий. В Тибете, например, у тех, кто ходит в школу, нет иного выбора, как выучиться внутри буддийской концепции мира. В коммунистических странах выращивают людей, напитывая их сознание коммунистической идеологией. Да даже когда нет ярко выраженной официальной идеологии, всё равно психология нации врастает в человека. В России, например, принято ждать, что власти обязаны решать твои проблемы - лечить тебя, убирать тебе двор, делать тёплый туалет дома, дать бесплатно квартиру, обеспечивать на пенсии. В некоторых других странах, с выходцами которых я общалась, этого не принято, люди не ждут, что придёт "папа" и всё уладит.

Даже если всё тут описанное не относится непосредственно к религии как мы её знаем, оно является именно теми общественными силами, которые формируют богов.

>> Что касается сайентологии, то ее миф не имеет ни малейшего значения, потому что его никто не использует. Он служит лишь оберткой для своеобразных психопрактик этой секты.

А что есть изначально религия, как не набор психопрактик? Человек почувствовал дискомфорт, над которым не имел контроля, и решил с ним что-то сделать через саморегуляцию, через ритуал. А уж в чём состоит дискомфорт, - в опасении неурожая, в желании потомства, в желании власти, в старой психотравме или в особенностях текущего восприятия других людей, - это уже совсем не важно.

anairos
Вообще-то религия изначально -- система упорядоченных знаний о мире и правил, как в этом мире правильно жить. Психопрактики играют в этой системе важную, но не главную роль. Это в основном инструмент, позволяющий человеку не только осознать свое место в мире и обществе, но и поставить себя на это место.

Так вот, у сайентологии, как и у большинства других сект, миф говорит об одном, а практики направлены совсем на другое.

napoli
Я не очень знакома с мифом саентологии, но логично даже из названия выходит, что они ориентируются на научный миф. Ну, то есть, мир - такой, каким его увидели и зафиксировали на приборах люди, которых мы называем учёными. Или нет?

Научная картина мира сейчас является в мире единственной Истиной о его устройстве, которую насаживают всем с самого раннего возраста и потом в виде обязательного набора знаний в школе.

Другой вопрос, что каждый интерпретирует прочитанное как может, что порой приводит к забавным с т.з. науки заявлениям, но это в принципе свойственно всем картинам мира - все христиане, мусульмане и т.п. точно так же свободно интерпретируют набор Истин своих религий.

anairos
Нет, религия поклонения науке называется сциентизм :) Сайентология -- секта, созданная в шестидесятых годах писателем-фантастом и недоученным оккультистом Роном Хаббардом.

Вначале она называлась дианетикой и представляла собой невероятную мешанину из психопрактик, замешанную на тогдашних теориях и приправленную ненавистью самого Хаббарда к психиатрам.

Затем он еще поддал жару, и родилась собственно церковь сайентологии. Она ставит целью "освобождение тэтана из плоти". Что такое тэтан -- на этот счет Хаббард так и не смог окончательно определиться, и поэтому существует несколько версий, с годами становящихся все более замороченными.

napoli
Сциенцизм - это когда человек понимает науку. Сайентология - когда он её свободно адаптирует под свои фантазии. Потому что утверждать, что после смерти Хаббард улетел в соседнюю галактику ждать своих последователей, это надо частично разделять картину мира учёных, что есть галактики, что туда можно улететь и что, возможно, есть обитаемые планеты.

Освобождение тэтана из плоти звучит почти как "выковывание меча духа" в европейской традиции, освобождение от привязанности к телу в буддизме, - развитие души как понимаю это я. В общем, на первый взгляд вполне логично всё.

anairos
Это вы еще про Ксену не слышали :) Беспроигрышный вариант для фантаста: если хочешь, чтобы твои книги покупали, создай секту, в которой они будут божественным откровением.

А так да, логично. Вот только теория и практика там очень и очень в разные стороны ведут.

napoli
Почитала в Вики про Ксену. Мудрёно, конечно, и слишком наивно для человека 20 века, но вполне видно, откуда растут ноги: эпоха покорения космоса, плюс теории заговора, плюс вольное толкование теософии и прочих учений о могущественных Других.

Но если взять любую старую религию, вычесть чисто творчество (не всем же быть поэтами), вычесть универсальные психопрактики и сделать поправку на современность, то получится вполне себе религиозная мифология, которая вполне может использоваться любым здравомыслящим человекам, умеющим работать с метафорами. Этот Ксену чем не какой-нибудь Сатана? А души его приспешников - чем не злые колдуны и ведьмы, исчадия ада, с которыми необходимо бороться для воцарения рая на Земле? Примитивно, конечно, но у них было слишком мало времени и не было хороших теологов для допилки теории. Сразу же пришлось защищаться. Главное во всём этом - не повторять ошибок прошлого и не бороться со своими собственными проекциями Ксену и его армии в окружающих тебя людях, чем бы они по жизни ни занимались. К сожалению, во всех религиях есть те, кто занимаются именно этим.

anairos
Вы опять говорите, что даже мифологию сайентологов можно приспособить к делу. Можно, естественно. Как я и говорил: любой бог, в которого верят, постепенно отбрасывает мнимые значения и обрастает настоящими.

Вопрос-то не в этом. Вопрос в том, что сайентология этим не занимается. Ее практики и методы направлены совсем на другое, а именно, на превращение людей в рабов секты.

И, откровенно говоря, чтобы приспособить к делу вот это вот, нужно слишком много усилий. Овчинка не стоит выделки. Если нужна мифология с полезными образами, куда проще брать такие, которые не были придуманы хитрожопыми гуру.

napoli
Интересное явление. Если допустить, что люди изначально хотят быть хорошими и не жаждут "превращать в рабов секты", то на каком-то этапе, если верить вашим словам, они именно этим и начинают заниматься по отношению к адептам начальных уровней. То есть это реализация модели "подчиняю своему контролю всех вокруг". Возможно, туда изначально идут люди, у которых накопился критический уровень недостатка контроля, то есть повышенный уровень лузерства и обиды на окружающее. И когда они получают возможность внутри какой-то организации насаживать контроль и подчинять организованным и одобренным своей группой методом, удовольствие от компенсации чего-то низкоуровневого перевешивает изначально заложенную в человека этику.

Вопрос, заложен ли этот организованный метод в теорию сайентологии (типа, чем больше людей сделаешь рабами секты, тем больше девственниц тебе полагается на Нибиру) или же это случайно сложившееся негласное правило, которое пришло вместе с людьми и их комплексами, как в христианстве.

grey_horse
Мне кажется, проблема в том, что сайентология пытается "скрестить" религиозные и психотерапевтические элементы. А это совершенно разные вещи, или-или.

anairos
Почему же? Прикладная сторона любой религии включает в себя весьма эффективную психотерапию. Тут и самонаблюдение, и преодоление чувства вины, и работа с травмами и стрессами, и общественные ритуалы, сплачивающие социум и дающие чувство причастности...

Проблема сайентологии в том, что "при таких побочных эффектах больной не доживает до проявления основного". Все плюсы, которые можно получить от сайентологической практики (а они есть), напрочь перекрываются тем, что попутно адепт превращается в очень напористого робота, неспособного мыслить.

napoli
Последнее предложение применимо абсолютно к любой секте с радикальными идеями. В фалуньгуне (направлении цигуна) то же самое - за то его и запретили. Я думаю, тут не религия виновата, а отдельные адепты, доводящие себя до крайности.

anairos
Фалуньгун -- не направление цигун, а именно что секта, использующая его упражнения в качестве ритуала. И да, там именно то же самое, что в сайентологии.

Поэтому миф фалуньгуна тоже не следует воспринимать всерьез.

napoli
Если исключить прозелитизм, то в любом мифе можно найти смысл. Какая разница, кто как там жмёт на кнопочки счастья внутри себя, если он при этом не заставляет других делать то же самое?

религия

Previous post Next post
Up