Мода на Холокост

Mar 26, 2018 06:16

Есть у меня одна знакомая по онлайну еврейка. Она в своё время уехала из России в Израиль, и потом в другую страну. Там выучилась на соцработника и теперь помогает еврейским старичкам, среди которых попадаются и жертвы Холокоста. По ней самой не скажешь, что она еврейка. Внешне вообще не похожа, кашрут вроде не блюдёт, шабат тоже не особо, и единственное, что у неё в соцсетях говорит о её еврейскости, это её фамилия, а также то, что она иногда с детьми готовит какие-то сладости на еврейские праздники.

На днях она написала, что ей с детства иногда снится кошмар, что она - жертва Холокоста. С недавних пор она с гордостью зовёт себя "вторым поколением жертв Холокоста". Причём добавляет, что её семья от этого зверства никак не пострадала. Её бабушки с дедушками вовремя свалили оттуда, где начало пахнуть палёным, и переехали туда, где евреев особо не трогали. Но из-за самоидентификации с еврейской нацией она сюжет своих кошмаров (которые бывают у любого человека с эмоциями) поместила в контекст Холокоста и теперь своими стенаниями поддерживает в своей психике мыслеформу жертвы. Ещё больше она дала этой мыслеформе закрепиться в себе, когда по работе стала более глубоко изучать Холокост, психотравмы и психологию его жертв. Две самоидентификации, "я еврейка" и "евреи - жертвы Холокоста", слились у неё в энергетике в одно и стали управлять её подсознанием, откуда и сны.

В комментариях самые беззаботные ей насыпали лайков и няшных ободряющих "обнимаю тебя крепко", "ты - прекрасный человечек"; самые умные стали рассуждать о том, что коллективная травма отпечатывается в ДНК и что "нам всем теперь с ней жить"; а самые эффективные - советовать, как можно излечить травму. От первых она благосклонно приняла комплименты и обнимашки, со вторыми горячо согласилась, а третьим ответила, что не хочет избавляться от "травмы", потому что она позволяет ей "помнить". Хотя что именно "помнить", не понятно, т.к. она родилась в конце 70-х.

Меня же зацепило у неё именно утверждение "я - второе поколение жертв Холокоста, и хотя моя семья от него не пострадала..."

Когда кто-то впереди любых других своих аспектов личности и достижений ставит эпитет "я - жертва", в этом проявляется подсознательный крик о помощи, утверждение собственной слабости и неспособности самостоятельно жить дальше. Это скалка окружающим, чтобы они стали мягче и уступчивее перед "жертвой Холокоста", потому что за это зверство несёт ответственность весь мир. Кроме евреев, объявивших себя жертвами. Это требование внимания, специального отношения, прогибов и уступок. Требование чувства вины у Другого.

Однако человек, который сам не пережил травму, к которой он примазывается, скорее всего подсознательно ищет именно внимания и жалости к себе, даже если на рациональном уровне он это отрицает. Подсознание именно потому и называется подсознанием, что в него дневным сознанием не залезешь. Потребность в жалости накапливается в том же подсознании за долгие годы по любым другим поводам, где человеку захотелось "на ручки", но никто не взял, т.к. он уже большой.

Хотя не исключено, что эта моя знакомая приняла на себя тяжесть травмы жертв Холокоста, чтобы быть более успешной в своей работе. Чтобы более эффективно облегчать жизнь тем, для кого эта травма реальна. Ну что современная независимая женщина, добровольно прошедшая 2 "колбасных" иммиграции, выросшая в безвоенное время, в эпоху всеобщей толерантности, может знать об ужасах Холокоста? Только пройдя через иные психотравмы, типа насилия, дискриминации, нищеты и боли, можно как-то понять тех, кто выжил тогда, 70-80 лет назад. Но что делать тому, кого не насиловали, особо не ущемляли и перед кем даже открывали многие двери просто так? Только самому постараться прочувствовать ужас бытия жертвы.

Однако тут балансируешь на очень тонкой грани между добровольным спуском в преисподнюю, чтобы потом так же добровольно и свободно оттуда выйти и уже со знанием дела помогать тем, кто там побывал недобровольно, - и падением в преисподнюю под весом собственных резонирующих с жертвой и жаждущих внимания и уступок демонов.

В этом, наверное, и состоит мудрость "раненого целителя", о котором говорят психоаналитики. Не исцелившись от собственной травмы, ты будешь искать её во всех людях, с которыми ты общаешься. Ты будешь стремиться исцелить её во всех проявлениях мироздания, как человек с молотком, который весь окружающий мир воспринимает как гвоздь. Только полностью исцелившись от собственных травм, вплоть до глубин подсознания, дающих форму сновидениям, можно эффективно помогать другим людям с похожими травмами, людям, застрявшим в тех местах, через которые ты проходил на пути к исцелению.

Мне кажется, тема Холокоста тут стоит особняком. Сейчас на Западе это один из основных комплексов вины "белого арийского человека" наряду с расизмом, религиозным геноцидом и работорговлей. Холокост в наше время стал модой. На него выделяется щедрое финансирование, открываются музеи, создаются образовательные программы (детям в средней школе рассказывают об ужасах Холокоста наряду с ужасами расизма), финансируются исследования в университетах.

Но то же самое происходит и в области исследований феминизма, гомосексуализма и трансгендерных вопросов. Однако мало кто может с гордостью, граничащей со строчкой в резюме, публично заявить, что видел себя во сне негром-гомосексуалистом в Руанде, трансвеститом в пуританской американской глубинке, насилуемой начинающей актрисой в Голливуде или наивной русской девушкой, попавшей в проститутский притон в Швеции. Мало кто может публично рассказать о своём крайнем унижении в какой бы то ни было ситуации, - унижении, которое позволило бы понять чувства насилуемых африканских женщин, оскопляемых арабских гомосексуалистов, румынских детдомовцев без будущего или российских даунов.

В Холокосте же есть то, чем, как это ни странно, можно гордиться, как военными наградами. Что делает эту тему значительно более скользкой, чем любые другие, для тех, кто хочет запечатлеть эту коллективную травму в своём ДНК, не имея её в прошлом своего рода.

социум, психоанализ

Previous post Next post
Up