Я изначально надеялась, что в этом сериале какой-нибудь крутой экзорцист каждую серию изгоняет новым способом нового демона. Но оказалось, что это всё та же старая история, что и в одноимённом фильме 1973 года, а точнее её продолжение в наши дни, - только растянутая на много серий. Реган решила забыть прошлое, оставила мать, сменила имя, завела свою семью, имеет двух дочерей, у одной из которых начинается одержание всё тем же персонажем, с которым она столкнулась в детстве. С ней по старой модели работают двое священников, которые очень сильно напоминают Меррина и Карраса.
Отец Томас Ортега такой же молодой брюнет, как Каррас, и имеет тот же гештальт с умершей матерью, но плюс к этому влюблённость в замужнюю женщину, которую он всё никак не разрулит. Отец Маркус Кин - человек мира, не имеющий ни семьи, ни родины, ни друзей, переезжающий между странами, куда направит Церковь на очередной экзорцизм, почти как Меррин, только современнее, эдакий благородный хиппарь-бродяга. Однажды в мексиканских фавелах во время экзорцизма ребёнка он проигрывает и ребёнок умирает, что и становится свежим гештальтом Маркуса, который он тихо про себя пережёвывает последние месяцы, пока живёт в приюте для вышедших в тираж священников.
Параллельно в фильме идёт линия тайного сатанинского братства по принципу масонов, которое устраивает в Чикаго приезд Папы Римского, но одновременно готовит его убийство, вызвав в одного из его членов какого-то демона в кровавом ритуале.
Надо отдать должное, 2016-й год хорошо сказался на сюжете, и сериал я не могу отнести к категории шлака в отличие от почти всех предыдущих фильмов про изгоняющего дьявола (кроме первого). Сюжет отлично проработан, у идей фильма даже есть глубина и, я не побоюсь этого слова, понимание авторами духовных процессов. По крайней мере, мне всё в нём происходящее показалось довольно логичным, хотя и маловероятным.
Из ценных моментов в фильме могу выделить следующие. Когда двое священников спорят о том, продолжать ли экзорцизм дальше, Маркус перед Ортегой настаивает на том, чтобы забыть о себе и стоять до последнего. Эту идею я ищу в каждом фильме о священниках, т.к. она мне кажется ключевой для инициации, которой является экзорцизм. да и вообще ключевой для любого роста.
В другом моменте мать-настоятельница монастыря, куда временно спрятали девушку, говорит Маркусу, что ему не мешало бы подумать, спасает ли он девушку или отрабатывает что-то из своего прошлого. Она это спрашивает в критический момент, когда, возможно, дух уже почти полностью интегрировался в тело девушки, и её теперь лучше просто эвтаназировать, чтобы спасти её душу до того, как произошла окончательная интеграция, т.к. после её душа окажется в месте вечных страданий. Ставки высоки, на кону душа девушки и совесть Маркуса. И это тоже играет на его личной силе. Это уже выход на божественный уровень - пересилит он естественное течение событий (интеграцию духа) или сдастся. Чтобы выйти на этот уровень, он должен пожертвовать тем, что он тщится спасти.
В третьем моменте речь идёт о кружке сатанистов. Во время ритуала они не знают, кого выберет демон, всем хочется, чтобы - их. Единственная женщина в кружке среди мужчин отчаянно молится, чтобы он выбрал её, но он выбирает сильного и молодого мужчину. Потом в другой сцене этот демон говорит ей, что не выбрал её из-за её запаха трусости и отчаяния, т.к. ему нужно было тело с сильным духом. Это очень ценная мысль. Какие-то очень желаемые нами события в нашей жизни могут не происходить из-за нашего энергетического "запаха", из-за того, как мы на уровне эмоций по умолчанию реагируем на те или иные ситуации.
Сцена чистилища для отца Ортеги тоже весьма годная. То, как он сталкивается со своими самыми большими слабостями, пересиливает их, эмоционально переваривает, декларирует позитивный для себя результат, и тем самым восстанавливает свою магическую силу против демона, - это же просто наглядное пособие по тому, что некоторых из нас, кто способен на большее, может ожидать в посмертии, или как может выглядеть в сжатом виде шаманская болезнь.
Фигуре отца Маркуса отдельные аплодисменты. Для меня он - настоящий шаман, вышедший из клетки своей традиции, хотя на словах продолжающий использовать стандартный римский ритуал. Он внешне на священника не похож вообще, не носит ни рясу, ни даже колоратку. А его библия, с истёршимся оригинальным текстом, расписанная комментариями, разрисованная рисунками его видений и личными молитвами для ритуалов - это просто блеск! Кстати для священника "вандализм" библии - это грех. Но Маркус уже на таком уровне, где суббота для человека, а не человек для субботы. На том же уровне - мать-настоятельница монастыря, промышляющая более мягкими экзорцизмами. Она выращивает то ли дурман, то ли белену для эвтаназии тех, кому уже не помочь, но кто может быть опасен в живом виде на божественном уровне, т.е. для огромного количества людей.
Говорят, сериал продлили на 2-й сезон, который вот-вот начнётся. Я надеюсь, они расскажут теперь какую-нибудь другую историю с каким-нибудь другим духом. Глядя на уровень сценарисов современных сериалов, я смотрю оптимистично на будущие сезоны "Экзорциста".