Глубокое осознание того, что можно ради опыта нового восприятия стараться воспринимать всё окружающее по возможности, как если бы ты уже умер и идёшь по Бардо, - это ключевой момент в духовно-магическом развитии, на мой взгляд. Первый шаг в сторону того, чтобы выйти из линейного восприятия жизни.
Это осознание я решила применить в медитациях. Только не в специально отведённое время (я сейчас такими не занимаюсь), а в повседневности. Куда-то иду или еду, общаюсь с людьми - везде форсю в себе мысль, что я вот прямо сейчас иду по Бардо, и думаю, что бы я уже умершая хотела бы, чтобы я ещё живущая думала и чувствовала.
Сразу же стало ясно, что это почти то же самое, что я к тому моменту уже пару недель как практиковала по собственному наитию. Я только назвала это для себя "увидь расклад таро в окружающем мире". Конечно, по факту я не думала о конкретных 78 арканах, так что это скорее было не таро, а оракул. Смысл был в том, чтобы всех окружающих людей и ситуации воспринимать не более чем картинки на картах, которые не лежат передо мной плоско, а окружают меня, как панорама. Сохранение такой установки реально напрягает мозги по сравнению с привычным пассивным состоянием нанизанности на внутренний монолог. Но в то же время отсоединяет энергетически от окружающих.
В процессе пришлось постоянно глушить личный неявный эмоциональный отклик на окружающее. То есть не смотреть на всех людей привычным бессознательным сканированием (какие-то отголоски рефлекса самосохранения), не реагировать вниманием на нечто случающееся на периферии зрения, не возвращать автоматически взгляд туда, где привиделось что-то не укладывающееся в логическую картину мира, не испытывать привычных эмоций к бомжам, попрошайкам, маленьким детям и слушающим рэп на весь автобус подросткам, не проецировать анимуса на всех симпатичных мужчин, по-новому взглянуть на близких (!) и знакомых, и при этом постоянно держать в голове установку, что ВСЁ вокруг меня - это символическое отражение потоков моей жизни, не обязательно тех, которые меня прямо интересуют, а вообще всех, в которых проходит моя жизнь.
Если в автобусе напротив меня сидит симпатичный мужчина, то надо не поддаваться внутреннему чувству кокетства, для привлечения его внимания, а увидеть его, например, как Рыцаря Мечей. Я ж не флиртую с картинками на картах, а воспринимаю их как части одной большой картины. Если рядом со мной становится подросток с очень вызывающим видом, слушающий на телефоне на полную громкость агрессивный негритянский рэп и нарывающийся на возмущение окружающих, чтобы иметь законное право выплеснуть свою личную фрустрацию на мир, то надо не тонуть в этом возмущении и не связываться, а подумать, что вот в данном раскладе вот здесь стоит Дьявол и/или Девятка мечей - какой поток всего меня окружающего (не факт, что меня лично) оно выражает. Если долго не приходит автобус и потом все красные светофоры мои, то надо не нервничать и не смотреть на часы, а подумать, какую роль играет эта "карта замедления" в моём дневном раскладе. Если, когда я прохожу под строительными лесами, у меня вдруг страх и чувство, что сейчас они на меня свалятся, не следовать слепо этому страху, а подумать, на что указывает эта "карта-эмоция", будучи вытащенной вместе с картой, на которой фигурирует относительно непрочная временная конструкция.
Не вовлекаться в эмоциональные оценки, не отпускать внимание бегать по окружающим предметам (особенно когда идёшь мимо магазинов с красивыми витринами, видишь надписи или красивых людей) и не впускать в себя привычный внутренний монолог, который уводит от "чтения расклада" - это требует большого уровня концентрации, но это та мышца, которую полезно натренировать.
Одна такая сознательная поездка на йогу и обратно в общественном транспорте и периодическое переключение на психопрактику во время самого занятия утомили голову так, что последующие несколько дней не было сил побыть в этом режиме даже секунд 10. Зато поняла, что "картинкой оракула" можно воспринимать не только визуальный облик окружающего, но и звуковой поток, и эмоции, если их потом отрефлексировать, и собственные телесные ощущения, и внезапно пришедшие мысли, и даже случившиеся в этом же потоке сны.
Так, на йоге я занималась с мыслью о том, что даже мои деревянные мышцы, которые всё никак не хотят растягиваться и удерживать меня - это "картинка" окружающего меня оракула, которая является иным проявлением каких-то потоков в моей жизни, - и при этом я гнулась вдруг больше, чем обычно способна, стояла в асанах дольше, обнаруживала в теле новые неведомые ранее опоры или менее эмоционально реагировала на физический дискомфорт и боль. А во время заключительной 15-минутной шавасаны я заснула и увидела во сне линейку человеческих лиц и стоящего над ними бога-трикстера, который в этом сне тоже участвует в создании людей. Он сказал мне со смешком: "Я продолжаю делать это (имеется в виду, что он снова и снова создаёт людей), чтобы видеть, как они страдают."
Вот эта вот встреча с персонификацией человеческих страданий, когда я только-только заглянула в их сущность и в течение пары часов делала честные попытки дистанцироваться от их источника, - это, на мой взгляд, результат данной психопрактики. Увидеть нечто вовне, пусть даже во сне, значит на каком-то уровне разъединиться с этим, выйти из-под его тотального контроля изнутри тебя самого, шанс на его интеграцию в новой роли, не управляющего, но управляемого.
***
Upd: Через 3 дня я прочитала у Пелевина в "Т." следующую фразу: "... каждый литератор, в сущности, повторяет грех Сатаны. Складывая буквы и слова, он приводит в содрогание божественный ум и вынуждает Бога помыслить то, что он описывает. Диавол есть обезьяна Бога - он творит таким образом полный страдания физический мир и наши тела. А писатель есть обезьяна диавола - он создаёт тень мира и тени его обитателей."
Похоже, приснившийся мне бог-трикстер был самим Сатаной :-) Было в нём что-то хитрое, обезьянье!
***
В контексте прохождения по Бардо акцент немного смещается. Вместо установки "Что это значит в контексте всех задействованных в мою жизнь потоков?" присутствует установка "Итак, последний путь. Всё вокруг - иллюзия, хотя и весьма реалистичная. Надо пройти по ней достойно и не оказаться запертой в собственном страхе или собственной слабости."
В таких практиках интересно ещё и то, что, поскольку всё вокруг иллюзия или картинки, то они не обязаны быть тем, чем кажутся. Активнее задействуется правое полушарие. А в магическом контексте стимулируется переход на режим воды, что потенциально приводит к снятию ограничений восприятия окружающего мира. Хотя такими вещами следует заниматься с полным пониманием того, что непроработанные баги в своей психике при активизации правого полушария и приглушении левого потенциально могут привести к психозу (эмоционально насыщенному неразличению реальности и галлюцинации). Если же всё проработано, психика стабильна и левое полушарие обеспечивает необходимый уровень фонового здравого смысла, то может открыться контролируемое ви́дение.
Я думаю, что такая психопрактика на концентрацию на Бардо в реальном мире, восприятие всего, как если бы ты уже умер, - это более простой вариант кастанедовской практики неделания. У Кастанеды смысл в том, чтобы перестать делить мир на элементы, устранить перспективу и границы между предметами, то есть максимально снизить активность левого полушария и остаться на правом. Как это выглядит на практике, можно послушать вот в этом видео (есть русские субтитры), где нейрофизиолог рассказывает свои ощущения, когда у неё при инсульте отключалось левое полушарие. Только у неё различение пропадало полностью из-за не контролируемого ею процесса, а в психопрактике, я думаю, необходимо, - по крайней мере, на начальных этапах, - сохранить символьное, архетипическое, пространство, то есть различение элементов на крупных потоках, но без прочной привязанности к материальному миру.
Форсить в себе восприятие всего своего сенсорного потока как динамических картинок оракула - это уже отключаться от мира эмоционально, энергетически. Обрывать те нитки, за которые внешний мир нас тянет на бессознательном уровне. Даже если после этого "кукловоды" станут приходить во снах или пытаться вернуть контроль над нами через постановку нас в эмоционально насыщенные ситуации. Если это удалось, можно переходить к кастанедовскому неделанию, которое, по моему мнению, должно в этом случае даться проще.