Графический стиль манги как взгляд из мира духов

Mar 24, 2017 08:46

Прочитав уже порядочно томиков манги, я увидела в её художественном стиле одно интересное измерение. Поначалу раздражавшая меня специфичная графика, которая типична для манги (и аниме), с огромными глазами и порой весьма поверхностной прорисовкой персонажей, оказывается, крайне верно передаёт то, как действие и персонажи выглядят из мира духов, как это всё происходит энергетически. Человек "видящий", шаман, ведьма, вполне могут визуально воспринимать энергетическую динамику внутри человека и ситуации в символических образах манги, т.к. их семантическое наполнение в большинстве случаев лежит на поверхности.

Во-первых, нарезка кадров похожа на кадры сна или шаманского путешествия, которые могут быть не последовательными, как фильм, а в виде отдельных "фотографий", являющихся выражением набора смыслов, которые воспринимает человек. Различные "атмосферные" слова и ономатопеи, которыми мангаки (художники манги) обильно сопровождают картинки, я вижу как безличных духов, присутствующих в ситуации. Своеобразная суперпозиция миров.



Во-вторых, пузыри, в которых содержится текст, имеют множество видов и могут очень красноречиво показывать эмоции персонажей, их мысли, чувства и общее фоновое восприятие ситуации. Обычные круглые - обычные реплики. Многоточие в круглых пузырях - энергетически насыщенное молчание. С зигзагообразной рамкой - крики. С расплывчатой или квадратной рамкой - мысли. Слова или фразы без рамки - добавление сцене смысловых или эмоциональных "фильтров". И все эти рамки ещё могут заполняться градиентом для добавления оттенков тона. Даже при отсутствии в кадре персонажей пузыри реально "звучат" по-разному, как-будто их рамка волшебным образом нажимала какую-то дополнительную кнопку в мозгу.

Там, где Пруст накатал бы описания на 15 страниц, в манге весьма красноречиво и почти с эффектом присутствия (который ощущается в меру личной вовлечённости читателя) в 3 пузырях и 10 словах описывается ну просто всё. Добавлять ничего не хочется, т.к. в голове вся сцена уже проигралась в динамике с задейстованием всех сенсорных органов.

В-третьих, огромные глаза персонажей можно, конечно, воспринимать как компенсацию азиатского комплекса узкоглазия, а можно - как энергетический вес органа зрения в восприятии окружающего мира у персонажей (как у гомункулуса Пенфилда). А разинутый более чем в половину лица рот в моей теории - вовсе не дань мультипликационной традиции преувеличения, а перенос акцента на звуковой канал. Я почти уверена, что при просмотре кадров, где персонажи друг на друга орут жирным шрифтом, в мозгу у нас до некоторой степени активизируется зона слуха.

В-четвёртых... Только совсем недавно я прониклась смыслом вот таких сцен жестокого насилия,






после которых персонажи как ни в чём ни бывало и без последствий для здоровья продолжали общаться. Это так символически отображается эмоциональная реакция одного персонажа на другого, не реализуемая на деле.

Между прочим именно так в реальности на нашей энергетике могут отражаться эмоциональные стычки. Подумал на тебя кто-то что-то излишне эмоционально и в негативном ключе, а у тебя потом энергетический синяк на попе или невидимое покраснение скулы. При прохождении определённой точки невозврата по количеству таких энергетических ударов "ушибленное место" может начать проявляться на физиологии какими-нибудь официально диагностируемыми болячками. Хотя, конечно, основное количество ударов мы наносим себе сами, либо раскрываем энергетику самыми уязвимыми местами так, что негативные "удары" просто притягиваются.

Например, в присутствии очень дорогого нам человека помещать в него излишнюю важность нашей самооценки и слишком интенсивно ждать от него внимания или одобрения - это и есть опасное открытие энергетики. Ему даже достаточно промолчать там, где ожидается реплика, и это будет энергетическим ударом для того, кто ожидает этой реплики.

А вот такие вот лица в ряду кадров с вполне красиво прорисованным персонажем указывают на необычайно сильную эмоцию, не важно, позитивную или негативную.



А ведь, возможно, на символическом уровне нас точно так же разрывает, когда мы находимся во власти очень сильной эмоции. На мой взгляд, здесь имеют смысл даже вдруг лишённые зрачков глаза - ведь, когда нами управляет эмоция, мы собой не управляем, мы как бы становимся чуть менее собой, личность отходит на задний план.

Очень приблизительная и всегда гротескная прорисовка персонажей в отдельных кадрах уводит внимание от каждого из них и маппирует его (внимание) на всей сцене в целом, как-будто погружая читателя в 3Д-картинку созданной ими общей эмоции.




Раскадровка тоже цепляет. Отдельно прорисованный глаз не ожидавшей такого интимного контакта тайно влюблённой героини, - которую её "холодный" друг поднял над толпой, чтобы ей было лучше видно, - красноречиво показывает весь комплекс эмоций и физических ощущений, пронизавших её с головы до пят. Так и хочется добавить глаз именно с таким выражением в "словарь образов манги" с одним из определений, которое бы звучало приблизительно так: "чувство, когда частей вашего тела касается человек, от которого вы этого не ожидали и вам при этом чертовски приятно".



Манга, конечно, проигрывает в богатстве лексики какому-нибудь Толстому и наверняка не способствует пополнению словарного запаса подростков, на которых она рассчитана. Однако она действует на энергетику на ином уровне. Многословие классиков развивает ментальную часть мозга и помогает научиться плести такие же сложные потоки вербального самовыражения. Манга же активизирует восприятие целостных образов, очень расплывчато дифференцированных на зоны с разным эмоциональным наполнением. Я даже осмелюсь предположить, что манга учит интуитивно считывать эмоции гораздо эффективнее печатного текста. Каждый кадр манги становится своеобразным "сигилом", многомерным иероглифом ситуации, эмоции; не высказанного, но случившегося.

Как в азиатских языках один иероглиф может обозначать довольно сложное понятие, так и манга получается набором "иероглифов", которыми Мироздание пишет истории и реальность.

энергия, книги

Previous post Next post
Up