Манга о Нанами и Лисе. О фамильярах, тенгу и прочих духах

Mar 06, 2017 08:18

Так вот манга... Манга, конечно, была не обычной, а на шаманскую тему с японской спецификой. Называется "Очень приятно, Бог" (Kamisama Hajimemashita; на английский перевели "Становление бога"). Речь там идёт об обычной 17-летней школьнице Нанами, которая из-за долгов отца оказывается на улице совсем одна и в момент глубокого отчаяния встречает в парке странного доброго человека, который, узнав о её ситуации, отправляет её в свой дом на вершине горы. Дом оказывается синтоистским храмом, человек оказывается богом этого храма Микаге. Он передаёт Нанами "метку бога", а сам уходит, и она становится богиней земли, которая обязана жить в этом храме и выполнять обязанности богини вместо него.

В самом храме живёт Лис-ёкай Томоэ. Ёкай - это аналог европейских фейри, духов. Лис выглядит вполне себе человекоподобным, если не считать ушей, хвоста, слегка выдающихся клыков и слегка звериных когтей. Он необычайно силён в магическом плане. Поскольку это ёкай - дух, - то он бессмертен. Несколько веков назад он был почти непобедимым, весьма агрессивным. В компании друго ёкая он наводил ужас на целые регионы страны, уничтожая целые деревни и насилуя и убивая всех подряд. Но в то далёкое прошлое он влюбился в человеческую девушку, которая помогла ему обнаружить в себе неожиданные нежные качества. Неудавшаяся попытка стать человеком, чтобы быть с ней, и висящее над ним из-за этого проклятье привели его спустя 400 лет к храму бога Микаге, который чарами помог Лису временно забыть эту любовь и заморозить реализацию проклятия. Лис в благодарность и из-за общей пустоты в душе остался ему служить, чем и занимался последние 100 лет. В настоящее время он весьма мирный, преданный храму и его богу, и на его магической силе держится весь храм и прилегающая территория. Лис очень высокомерный и строптивый, очень высокого о себе мнения, соответственно своему могуществу. Нанами должна заключить с ним договор, после которого он станет подчиняться любому её приказу. В русском варианте его перевели словом "хранитель". В английском - фамильяр.

Выбор лексики, с одной стороны, вводит в заблуждение, но с другой, делает понимание мифологии значительно более гибким. С европейской точки зрения Нанами становится не богиней, а поступает на обучение, чтобы стать ведьмой или шаманкой. Однако в Японии аналогом шаманок являются храмовые жрицы мико, да и для ведьм есть свои названия, но эти термины к Нанами не были применены, - она названа богиней. То есть в Японии боги определяются как-то иначе, чем в Европе, т.к. она стала именно богиней с доступом в мир всех других богов, ёкаев и более мелких духов.

Лис Томоэ представлен одновременно независимым духом, фамильяром бога, и, судя, по тому, что на его Силе держится храм, он ещё и что-то типа духа территории храма.

Также довольно странно показан способ заключения контракта с фамильяром - через поцелуй. А сам фамильяр представлен необычайно красивым и притягательным, что делает тему заключения с ним контракта очень соблазнительной на любых условиях. Об этом будет отдельная ветка медитаций, которая увела меня необычайно далеко в такие материи, которые, как я думала, я затрону не скоро, если вообще когда-нибудь.

Эта манга довольно насыщена мистическими персонажами японского фольклора - богами, хранителями, тенгу, духами и т.п. Всем им найти соответствия в европейской традиции невозможно. Да и сама европейская традиция по-хорошему не должна являться онтологической базой для описания мира духов. Я использую свою систему. В качестве ядра для меня в мире духов существуют только духи. Отличаются они набором качеств, ответственностей и Силы. Самые сильные - боги, да и их даже можно отдельно не выделять, т.к., как оказалось, в Японии богом можно назвать просто управителя некоего набора энергий местности. Все же остальные - фейри, эльфы, гномы, лепреконы, фамильяры, домовые, лесовики, банники, сущности, тульпы, предки, демоны, инкубы, суккубы, привидения и пр. - просто духи.

В самой Японии тоже, видимо, не до конца определились с лексикой. Так, когда я изучала феномен тенгу, я узнала, что этим словом называли в том числе ушедших от людей в горы необычайно прокачавшихся монахов, которые стирали границу материального мира и становились в ряд с Буддами, Иисусом, сильными шаманами, магами, святыми, йогами и т.п. Но в то же время, по рассказам людей, у них была птице-подобная и иногда демоническая внешность. А вот в манге "Очень приятно, Бог" тенгу показаны как симпатичные антропоморфные фейри местности с вороньими крыльями, которые людям вовсе не равны и которые рождаются и растут внутри своего вида. В частности они являются духами горы, и на их энергии держится вся красота этой горы, жизненная сила её растительности. Т.о., тенгу являются ёкаями. И хранители богов и фамильяры являются ёкаями. Но фамильяры (в данной манге) - не тенгу. Однако все они могут принимать внешность людей и быть людям видимыми. К тому же они могут влюбляться в людей и при желании при помощи богов становиться окончательно людьми, теряя бессмертие и магическую силу.

Кстати у меня полтора года назад была серия постингов о любви и брачных союзах с фейри. Сейчас я уже многие вещи не думаю так, как думала тогда, но те тексты были довольно важным для меня этапом для понимания взаимодействия шамана с духами.

Тенгу, которые способны становиться людьми, сильно перекликаются с фейри, фольклорными мистическими персонажами с другого конца планеты. Ирландский сказитель Эдди Ленихан обожает фейри и постоянно в своих историях говорит "Будь внимателен! Любой человек рядом с тобой может оказаться фейри!" Я уверена, что в других регионах мира существуют схожие явления манифестации духа в образе обычного человека, т.к. люди везде одни и те же.

Поэтому, где бы вы ни жили и во что бы ни верили, будьте внимательны, любой встретившийся вам человек может оказаться фейри. Или тенгу.

image Click to view

видео, синто, шаманизм, мифология, фейри, фамильяры, духи

Previous post Next post
Up