Где-то недавно мне попалась мысль, что смысл медитации не в том, чтобы остановить внутренний диалог или сидеть, тупя в стену, а в том, чтобы свой фокус перевести с ментального уровня на эмоциональный.
Во-первых, это очень хорошо ложится на 3-компонентную модель души Гурджиева (ментальный, эмоциональный, телесный уровни).
Во-вторых, это соответствует моему пониманию механики шаманского путешествия.
В-третьих, это согласуется с моим пониманием трансовых состояний.
Влияние на телесный уровень, то есть на здоровье и развитие способностей тела, возможно лишь с эмоционального уровня, ну или с самого телесного, но на него прямиком очень редко кто выходит (при выходе на телесный уровень можно превращаться в кого угодно и обратно, и можно не умирать). На эмоциональном уровне важно понимать, как он работает, чтобы уметь управлять своими эмоциями, т.к. для большинства людей это может быть проблематично.
Как это понимаю я... Эмоция - это определённый набор нервных/электрических импульсов, массово идущих по телу. Более того, они идут из нашего компьютера - мозга. А в мозгу воспринимаемые из внешнего мира образы и создают определённые электрические паттерны более-менее ригидной структуры в зависимости от того, какой паттерн оказался зафиксированным теми же воспринятыми из внешнего мира образами. Эти электрические импульсы - это то, что называют энергией (тела). Энергия, с которой работают во всяких энергетических и духовных практиках, - это обратная сторона энергии тела, то есть с одной стороны что-то принципиально другое, но на самом деле настолько соединённое с энергией физического тела и мира, что по сути это одно и то же.
Вот как описывает строение мозга Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга»:
«Каждый нейрон состоит из трех частей. Прежде всего это дендриты - его многочисленные разветвленные отростки, воспринимающие сигналы от других нервных клеток. Дендриты передают эти сигналы в тело клетки. Далее следует аксон - более длинный отросток, представляющий собой живой кабель, он может иметь самую разную длину (от микроскопических аксонов в головном мозге до аксонов, идущих к ногам человека и достигающих почти 2 м в длину). Аксоны упрощенно можно сравнить с проводами, потому что они на очень большой скорости переносят электрические импульсы к дендритам соседних нейронов.
Нейрон может получать сигналы двух типов: одни его возбуждают, другие подавляют. Когда нейрон получает достаточное количество возбуждающих сигналов от других нейронов, он испускает свой собственный сигнал. При получении им подавляющих сигналов его активность подавляется, и вероятность порождения им сигнала уменьшается. Аксоны не соприкасаются напрямую с дендритами соседних нейронов. Они разделены микроскопическим пространством, которое называют синапсом. После того как электрический сигнал попадает на конец аксона, он приводит в действие выработку в синапсе химического посредника - медиатора (или нейротрансмиттера). Химический посредник устремляется к дендриту соседнего нейрона, возбуждая его или подавляя.»
То есть у нас есть, положим, цель - вылечить какой-то больной орган. Зуб, например. Уже изначально тот факт, что зуб больной, говорит о том, что в мозгу по мелочам сложился некий паттерн, который выразился в постепенном накоплении симптомов в зубе, пока они не стали очевидными даже на ментальном уровне (когда мы вдруг понимаем, что болит). Или невыгодная нам психологическая модель тоже является болезнью. Например, страх публичных выступлений, при которых блокируется мыслительная деятельность, деревенеет всё тело и отнимается язык. Всё это происходит из-за запускаемых ситуацией химических процессов, а сама реакция тела на эту ситуацию записана в мозгу в виде определённого паттерна электрических сигналов к эндокринной и нервной системе и участкам мозга, позволяющими свободно воспринимать окружение и ясно оперировать мыслями и образами.
Чтобы обратить этот паттерн или как-то ещё модифицировать его, нужно сознательно возбуждать определённые группы нейронов для того, чтобы сгенерировать в них нестандартную электрическую активность.
Далее у того же Дойджа мы читаем:
«...чувствительные рецепторы наших органов чувств преобразуют самую разную информацию о внешнем мире в паттерны электрических импульсов, которые передаются по нашим нервам. Эти паттерны представляют собой универсальный язык «общения» внутри мозга. Для самих нейронов не существует визуальных образов, звуков, запахов или ощущений.»
Но существуют эмоциональные впечатления (паттерны электрических импульсов) от этих образов, звуков или запахов. У всех нас есть предпочтения, нравящееся и ненравящееся, то, к чему мы испытываем эмоции самой разной силы. Чем сильнее эмоция (влечение или отторжение), тем больше электричества и влияния на физиологию и тем эффективнее будет персонаж или предмет в трансовой работе.
Если кто-то был влюблён в Леголаса, то визуализации с ним будут значительно более эмоционально наполненными, нежели визуализации со Святым Георгием, и будут производить более сильные изменения в энергетике. Если у кого были особенно близкие и тёплые отношения со своей бабушкой, то её участие в наших внутренних сценариях будет играть на гораздо более глубоких энергетических уровнях, нежели образ соседки. Если кто-то страдает арахнофобией, то визуализация огромного паука, ловящего символический образ болезни, пока вы сами успешно улепётываете, может произвести больший эффект, чем визуализация маленькой птички, делающей то же самое. Если вы незаслуженно сильно верите в официальную медицину, таблетки и уколы, то визуализация в трансе волшебного укола в больное место может сгенерировать такую эмоцию, которая создаст нужный паттерн электрической активности в тех местах мозга, которые завязаны на больное место, и запустит процесс исцеления.
Так вот о медитации, с которой я начала постинг. Смысл остановки внутреннего диалога должен быть не в самой остановке, а в том, чтобы эта остановка по возможности вынесла нас на следующий уровень, на котором мы погрузимся в ту самую энергию, которая является изнанкой энергии тела.
В разных боевых искусствах эту энергию окрашивают в намерение успешно вести бой. В религиях - в энергию высших божеств, которые служат выходом на коллективное бессознательное. В шаманизме слияние со своими животными силы (shapeshifting) в состоянии транса позволяет почувствовать в себе качества этого животного и постепенно научиться выносить остаточный эффект этих ощущений на ментальный уровень. Ведь всё наше самоощущение себя является набором закрепившихся остаточных эффектов от разных эмоционально наполненных ситуаций.
Если же этот вынос на эмоциональный/энергетический уровень ничем не окрашивать, то я считаю, тогда человек впадает в некое состояние «дневного сна» или, как я это иногда называю, шаманское путешествие без намерения. Просто погружается в картинку, которую просто смотрит и никак не контролирует. Возможно, это имели в виду всякие учителя медитации изначально, когда эта традиция ещё зарождалась, когда советовали «наблюдать мысли». То, как это преподносят современные учителя, - даже те, кто чуть ли не прописался в самом Тибете, обрил голову и стал ламой, - похоже на тупое наблюдение своего внутреннего монолога, то есть кроме состояния релаксации ничем особо не отличается от обычного нашего состояния.
Я же это вижу по-другому. Выключить внутренний монолог, постараться ввести себя в транс и в этом трансе позволить разворачиваться всяким картинкам, порождаемым тем уровнем энергии, на который тебя вознесёт транс. Внутренний монолог лично у меня чаще всего состоит из реалий повседневной жизни, воспоминаний прошлого, мечтаний о нереальном, прокручивания возможных вариантов разговоров или развития стандартных событий. В трансе же визуальный поток может начаться с внезапного осознания, что я стою на лесной тропинке и вот уже куда-то бегу на большой скорости, потом прыгаю в реку или ныряю под корни большого дерева, потом куда-то падаю или рублю что-то на куски, потом оказываюсь перед дверью, потом пространство поворачивается, и вот эта дверь уже в потолке... Или же вообще у меня может сформироваться довольно смутное ощущение очень приблизительной модели окружающего меня пространства с искажённой перспективой, которая динамически двигается, какие-то структуры мчатся мимо меня, я натыкаюсь на что-то... По качеству такая картинка может быть такой же, как обычный внутренний монолог и даже ещё более бедной, но я бы никогда сама о таком добровольно думать не стала. Это что-то, что рождается само из моего энергетического паттерна последних дней, недель, месяцев или даже лет.
Наверное, такое шаманское путешествие без намерения играет ту же роль, что и сон, то есть это поток, который без вмешательства ментала старается гармонизировать самого себя, переварить что пока не переварилось, или исследовать те переваренные и усвоенные участки энергетики, которые сложились в прошлом. Посмотреть, где можно взять ресурсы для обозначенных накануне такого путешествия намерения. Самоорганизация, самогармонизация и развитие в сторону осознанных потребностей - это то, что свойственно природе вообще на всех уровнях, как наверху, так и внизу. Поэтому такие видения, которые у некоторых не-визуалов могут быть даже не видениями, а отдельным кусками трудноформулируемого знания, проплывающими через сознание, на мой взгляд, являются лишь отражением организующих и гармонизирующих процессов нашей энергии в том наборе образов, которые мы восприняли как наш мир, то есть в той жизненной обстановке, в которой мы живём.
Думаю, что из такого состояния при постепенном углублении транса можно выйти в астрал. А можно просто заснуть, что в большинстве случаев и происходит. Сон - это отсутствие волевого импульса на телесном уровне сознательно остаться в потоке. Астральный выход - это присутствие волевого импульса на телесном уровне. Может, поэтому мои два с половиной астральных выхода случились после некоторого периода регулярных посещений спортзала, где я прокачивала не столько мышцы и дыхалку, сколько упорство оставаться телесно в выбранном потоке.
Что же касается качества шаманских путешествий, то тут мне видится ещё такой момент. Когда начинаешь их делать, то болтаешься между ментальным и эмоциональным уровнем. А ментальный уровень не только состоит из осознанного внутреннего монолога, но и управляется более глобальной установкой аттрибуции важности. У людей важность концентрируется на ментальном уровне. У некоторых людей, а также всяких практиков боевых и духовных искусств, включая шаманов и целителей, она переносится на эмоциональный/энергетический уровень с небольшим заходом на ментальный. У животных она на эмоциональном/энергетическом уровне.
Так вот когда начинаешь говорить себе «Да я это придумал всё», «Несмотря на то, что мне нравится Леголас, это всё фантазия была, не сработает», то это включается механизм защиты приоритета ментального уровня. Когда он у меня включался в начале практики каждый раз, то учителя только неодобрительно качали головой. Ни один мне не объяснил этой схемы, которую я сейчас сама себе объяснила, и которая фактически мне даёт власть над этим механизмом, над этим духом. Если затыкать его каждый раз, если говорить ему «Ты - маленький и противный дух, ты боишься потерять свою власть надо мной, поэтому мешаешь мне, и я тебе не верю.» - тогда со временем, достаточным для выработки нового энергетического паттерна, он ослабнет и уйдёт.
И когда он уйдёт, то можно перечитать все первые шаманские путешествия, которые были «фантазией», и вдруг обнаружить в них смыслы, которые я не видела тогда. Я, правда, пока не уверена, что целительские ритуалы, которые делал в том непродуктивном состоянии, вдруг неожиданно сработают. Возможно, эта моя неуверенность - это часть тела того духа приоритета ментального.