Нашла у тибетского будды Миларепы локальную тибетскую систему соответствий 4 магическо-шаманским направлениям.
В его биографии написано, что до того, как пойти в ученики к будде Марпе, он изучал народную тибетскую магию, чтобы отомстить злому дяде. Определённых успехов он в этом достиг. Его магическими стараниями в доме дяди рухнула крыша, убив 35 человек. Однако сам дядя не погиб. Когда селяне на Миларепу стали катить бочку и обвинять в колдовстве, он ещё нагнал бурю на посевы. Потом ударился в буддизм, но, видно, по старой привычке продолжал использовать старые техники.
Посреди голубого неба
Благословение луны и солнца приносит изобилие.
Из диковинного Дворца небес сияет луч света,
Благодаря которому
Видны все живые существа.
Я прошу планету Чамджу* не соперничать
С луной и солнцем, когда они вращаются над четырьмя континентами.*
В восточной четверти, на вершине Снежной Горы,
Дарсен Гхармо, снежная львица, приносит благоденствие,
Она - королева зверей
И никогда не ест протухшего мяса.
Когда она появится на горизонте,
Не поражай ее бурей!
На юге, в лесной чаще,
Горная тигрица, Дагмо Ридра, приносит благоденствие,
Она - избранная среди всех диких зверей,
величавая и непобедимая.
Когда она прогуливается по узкой и опасной тропе,
Не уводи ее в засаду, подстроенную охотником!
На западе, в озере Ма Пэм, голубом и просторном,
Догар Нья, Рыба с Белым Брюхом, приносит благоденствие.
Она - верховная танцовщица водной стихии,
Диковинно выкатывает свои глаза.
Когда она ищет вкусной пищи,
Не причиняй ей вред рыболовным крючком!
На севере, над широкой Красной Скалой,
Шаджагьюбо, большая гриф-птица, приносит благоденствие.
Она - королева птиц.
Чудесная, она никогда не отнимает жизни у других.
Когда она добывает пищу на вершине трех гор,
Не заманивай ее в ловушки!
В пещере Линба, где живут грифы,
Я, Миларепа, приношу благоденствие.
Я хочу блага себе и другим,
Жизнь мирскую отвергая.
С просветленным умом,
Я стремлюсь к Состоянию Будды за одну жизнь.
Усердный и сосредоточенный, я практикую Дхарму.
Дрог Син Мо*, пожалуйста, не мешай мне!
*Планета Чамджу или Раху - мифическая планета, предположительно, неблагосклонная к судьбам человечества, известна своими непрерывными посягательствами на Солнце и Луну.
*Согласно буддийским представлениям, земля, на которой мы живем, - это Южный континент. Есть четыре континента во вселенной, плавающих в море: Северный, Восточный, Южный и Западный. В центре этих четырех континентов стоит огромная гора Сумеру.*
*Великое дерево Сумеру. Существует буддийская легенда о том, что со дна вселенского океана растет дерево, доходящее до небес. Асуры, живущие в океане, ссорятся и воюют с существами на небесах за обладание этим деревом.
*Дрог Син Мо - это имя демоницы, которая пришла на него нападать в виде собаки, вцепившейся в его ногу, и которой он поёт эту песню. После вышеприведённого призыва следует куплет о том, что всё, что с ним происходит - это лишь иллюзия и что пусть демоница убирается обратно в своё царство. Типа, apo pantos kakodaimonos. Это помогает, демоница признаёт, что была не права, обещает быть хорошей и просится в ученики :-)
***
На наших шаманских встречах мы обычно идём Восток-Юг-Запад-Север-Верх-Низ-Центр, а у него выходит Верх-Восток-Юг-Запад-Север-Центр.
Низ, приветствие земным формам жизни, у него включён в 4 направления, символизируемые животными.
Животные накладываются на стихии: львица-восток - Солнце, огонь; горная тигрица-юг - земля; рыба-запад - вода; гриф-воздух - север. У меня подозрение, что эта система зародилась не в самом Тибете, а пришла туда из Индии, а в саму Индию попала оттуда, откуда она потом пошла на Ближний Восток и в Европу.
Наш шаманский Верх представляет из себя призыв духов Верхнего мира (ангелы, Высшее Я, боги, некоторые предки), а у него - светила.
Также интересно, что к каждому элементу у него добавляется защитная формула, что свойственно магической традиции, но не свойственно высшим формам религии. Мол, злая планета, не трогай добрые планеты. Не трогать животных направлений он просит саму демоницу, которая, видимо, символизирует некую общую разрушительную силу, в данном случае представленную вцепившейся в него собакой.
Правда, в дальнейшем разговоре эту магическую формулу, недостойную истинного Будды, который лишён негативных проекций врагов и угроз, демоница ставит ему в упрёк. Мол, Раху не досаждала бы Луне и Солнцу, не будь они ослеплены своими лучами; я бы оставила в покое львицу и тигрицу, если бы те меньше выпендривались; рыба не попалась бы на крючок, если бы не искала еду своему иллюзорному телу; а гриф не попался бы в сеть, если бы не прельстился добычей.
Миларепа отмазался тем, что, типа, испытывал её, а на самом деле он знает, что всё - иллюзия и ум - пустота, и так далее.
На месте демоницы я бы ещё добавила, что делить мир на 4 части и сколько-то там континентов - это тоже не по-буддийски.