МИССИЯ РОСТОВА

Jun 07, 2022 06:58





День города. Фото В.А. Абрамов 04.06.22

“Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его.

Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф 13, 3-6)”.

Отгремел, в том числе, в прямом смысле, день города Ростова. Пришло время поговорить о миссии нашего города. Почему этот небольшой город называют “Великим”? Ответ не лежит на поверхности, а скорее, находится, и находится не без труда, в глубине его почвы.

Миссия - иностранное слово. Означает что-либо совершаемое за пределами круга обязанностей. Для предприятия, корпорации, и в том числе для Церкви, миссия, это  польза приносимая обществу помимо уставной деятельности, на развитие, на будущее, на благоприятное к себе отношение.

Возникновение Ростова на берегу озера связано с сочетанием природных ресурсов. Богато было рыбой и дичью озеро, выходило на международные торговые пути, а вокруг плодородная приозерная котловина с соляными источниками. Иногда кажется, что огородничество, торговля и отходничество, три главных занятия современных горожан, будто пришли из древности и составляют основу устойчивости нашего  города, в том числе, к переменам.



Миссия Ростова проясняется в том, что жить и работать здесь можно либо равнодушно, либо с толком. Вспомним, как во второй половине XX века  приозерную равнину осушали, удобряли  сапропелем, обещали золотые горы, но ничего не выросло. Климат не тот.

Высокая урожайность ростовского “товара” достигается ручным трудом, личным приглядом, хозяйской ответственностью. Что касается человеческих инвестиций, то здесь точно как с огородом, природный и культурный ландшафт Ростова одинаков.

Работа с людьми, культурные проекты не получатся без принципа: “Блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20, 35)”. Это значит, что в Ростове с его богатой, хотя и незаметной на первый взгляд почвой, принесут пользу только те усилия, что подобны труду огородника, когда гряды надо вскопать, прополоть и полить.

Приведу четыре примера, четыре столпа, на которых незаметно держится и будет держаться наш город, покуда стоит не только он, но и весь мир.

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ

Допустим, что князь Владимир приехал к нам и покрестил людей в мутных водах Ростовского озера. Изменились ли люди? Чтобы люди менялись, их надо учить. Согласно данным науки, почерпнутым из византийских архивов, князь Ярослав Владимирович Мудрый основал в Ростове христианскую кафедру в 1051 году. Это собственно и есть основная миссия Ростова. Я верю, что наш город живет этой идеей до сих пор, почему и пишу эту заметку.

До появления кафедры память была устной. В Ростове выстроили “от древес дубовых” Успенский собор. В нем пели, читали, а приходящие люди жадно все слушали. Живой речью пропетое  и прочитанное толковал с кафедры архиерей, богослужение и обучение проходили одновременно.

Множеством книг пользовались священники кафедрального собора и так, рано или поздно, книги стали в Ростове создаваться. Поучения, летописи, сказания, все как лампады, во мраке устного и забываемого слова.

Служилось непросто. Два архиерея сбежали с ростовской кафедры. То ли трудно им было с бывшими язычниками, то ли денег на содержание кафедры князь не оставил. Святитель Леонтий, епископ Ростовский, руководствовался словами: “Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи (Мф 9, 17)”. Он стал учить детей грамоте. Для XI  века это большое достижение, социальный лифт для учащихся.

Обученные дети приобщались к книжности. Они могли стать причетниками собора, чиновниками,  регистрирующими штрафы, купцами, составляющими списки товаров.

Леонтий не давал детям закон Божий, зато давал им сладости. “Дети нас не слушают, дети на нас внимательно смотрят”. Возможно, что после, возник конфликт поколений между взрослыми, внимательно слушавшими святителя с кафедры, но все равно не исполнявшими его слова, и детьми, которые ничего не слышали, но впитали в себя убедительный пример епископа Леонтия.

Взрослые вспомнили о том, что два предыдущих архиерея не выдержали и сбежали с кафедры. Тогда горожане собрались вечем, вооруженные дубинами и кольями. Они надеялись напугать святителя Леонтия, но не учли, что пример убедительнее слов. Будучи готов к мученичеству, он крикнул толпе: “Хоть убивайте меня, но с кафедры я не уйду!”

Сказание говорит, что вместо гибели Леонтия, нападавшие сами упали как мертвые на вечевой площади. Так, проповедуя Христа Воскресшего, святой делом ответил за свои слова, за то, что было сказано с кафедры. Такой пример актуален и в наши дни, ведь у Господа тысяча лет как один день (2 Пет 3, 8).

ИОНА ТРЕТИЙ

В XII веке кафедра архиереев ростовских могла переехать за политической властью сначала во Владимир-на-Клязьме, а там глядишь и в Москву. Однако, мощи святителя Леонтия и сказание о его подвиге, говорили, что кафедра должна оставаться здесь и так, слава Богу, случилось в 1214 году по воле первого ростовского князя Константина Всеволодовича.

Учреждение князем ростовской кафедры, снабжение ее материальными помощью, является ценным историческим вкладом давно забытого Ростовского княжества. Кафедра получала пожертвования от бояр и горожан, богатела. В начале XV века у ростовских архиереев в Москве на подворье стояла каменная церковь. Там, похоже, в столице и тратились все доходы ростовских духовных владык.

Ростовский митрополит Иона III, по ошибке называемый “Сысоевич”, служил на нашей кафедре в 1652-1691 годах. Это был человек с характером, но тем не менее, потерпел поражение в придворной карьере. В 1664 году его уже величали - "Местоблюститель патриаршего престола". Казалось до патриаршества один шаг, как уже не раз бывало со служителями ростовской кафедры, но к счастью для нас, патриархом митрополит Иона не стал.

Вместо бездарного проматывания денег в столице, он построил себе дом, который мы называем “Ростовский кремль”.  То есть, стал бы Иона III  патриархом, то но не было бы ни нашего кремля с его фресками, ни ростовской соборной звонницы и ее певучих колоколов. Рядом со своими палатами, митрополит выстроил Государские хоромы для царя и, не будучи столь доверчив как святитель Леонтий, обнес все стенами и башнями.

Теперь у всех на виду знаменитый архитектурный ансамбль Ростова раскрывает идею кафедры. Идея была особенно очевидна пока вокруг собора не было собственной ограды.

Собор стоял открыто, всех собирал. Дома горожан смотрели на него, но среди всех домов самый большой был у главы кафедры, у архиерея, так и назывался - “Архиерейский дом”. На праздники архиерей шествовал из дома на кафедру, потом обратно, но процессия не могла идти в тишине. Шествие сопровождал колокольный звон, потому и звонница стоит вдоль пути из Архиерейского дома на кафедру, в Успенский собор.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Необычайно ярко тема учебы раскрылась при святителе Димитрие, митрополите Ростовском. Он служил на нашей кафедре в 1702-1709 годах. В XVIII веке учить детей грамоте уже не надо, все ее знали. В Ростовском кремле (Архиерейском доме) святитель завел грамматическую школу.

Это значит, что ученики изучали уже латинский и греческий языки, приобщались к зарубежной литературе, к всемирной сокровищнице знаний. Освоив грамматику, они приступали к логике, риторике, затем только, к богословию. Обязательно учились музыке и пению, несколько раз в год ставили театральные зрелища на морально-религиозные темы. Таким образом наш уездный Ростов оказался снова первым в стране после столицы. У нас впервые после Москвы открылось учебное заведение нового типа и театр.

Святитель Димитрий занимался со студентами лично, устраивал им экскурсии, возил отдыхать на архиерейскую дачу, доставал деньги на них и на учителей. Шла, как обычно, Северная война со шведами и кафедральные деньги уходили на нее. Впрочем, святитель не сидел сложа руки и кроме архипастырских забот искал средства на образование своих воспитанников. Это достойный пример на все времена.

Однажды на соборном дворе истязали должника во время литургии. Крики дошли до святителя. Воевода сказал, что это дело государево, а дело архиерея - Божие и пусть никто не вмешивается. Святитель прервал богослужение, но с таким отношением чиновника не согласился.

Канонизация святителя Димитрия в 1757 году, единственная за все XVIII столетие, была  без преувеличения поворотным событием в религиозной истории Российской империи. Поясню свою точку зрения. Шли реформы, то царя Алексея Михайловича, то его сына Петра Первого. Менялись обряды, менялись законы и даже одежда. Далеко не все соглашались. Одних тянуло на старину, другие готовы были полностью разорвать с прошлым. В точь-в-точь как в наше время!

Канонизация святителя Димитрия помогла уронить с души тяжелый камень сомнений, религиозно примирить и объединить полярно расходившиеся слои общества. Прославленный архипастырь был с одной стороны молитвенник, аскет, бессребреник и чудотворец, но одновременно, писатель, проповедник, педагог, драматург и музыкант. Так через Ростов и Яковлевский монастырь, через письменной наследие святителя, на всю империю расходилось благотворное влияние Ростовской кафедры.

Благодатную роль святитель Димитрий и его кафедра должны играть прямо сейчас как залог примирения с его родиной Украиной в годы кровопролитного конфликта. Да будет мир!

АНДРЕЙ ТИТОВ

В Древней Руси было много городов, но кафедры были устроены совсем не в каждом. В этом величие Ростова, что у нас была кафедра и она была плодотворна. Мы можем не видеть сего значения, как зачастую не замечаем культурный слой под своими ногами. Ситуация тяжело поменялась после губернской реформы Екатерины II. В стране появились губернии и кафедры были учреждены в каждом губернском городе. В 1788 году в Ростове произошло, может быть внешне незаметное, но в целом, негативное событие. Кафедра переехала в Ярославль. Ее свет не погас, но был сильно приглушен по воле государственной власти.

Однако у Ростова есть характер. Он может не осознаваться, быть просто интуицией. Вернее сказать, характер Ростова, это ежедневная практика, основанная на его природных условиях и богатом культурном пласте. Познакомишься, укоренишься и будешь упрямым, а через то плодоносным, как Леонтий, как Иона, как Димитрий и многие другие уроженцы, и не уроженцы, гордой Ростовской земли. Наш город можно попытаться подчинить, но свернуть его с тысячелетнего пути и собственного ритма нельзя.

Итак, основная миссия Ростова, это его кафедра. Место просвещения, формирования, ровно так, как формируются высокие ростовские гряды, чтобы выпалывать все до последнего сорняки. Я рассказал о трех главных столпах Ростова, лучше всего реализовавших просветительский потенциал Ростовской кафедры, на самом деле их больше и вы это знаете. Сейчас я немного поюродствую, а что мне еще остается делать, если наша кафедра почти вдовствует. Архиереи, к сожалению, в нашем городе не живут и не служат.

Светский и, наверное, не безгрешный, человек неожиданно для всех сыграл роль архиерея-просветителя на Ростовской кафедре. Это ростовский купец Андрей Александрович Титов. Это не меценат, как может показаться, не просто земский деятель, которым все же он был до последнего дня в 1911 году. Значение Андрея Александровича в истории и культуре Ростовской земли сопоставимо с просветительской деятельностью и значением, которую до 1788 года играли у нас архиереи на кафедре.

С подачи московского аристократа, графа Алексея Сергеевича Уварова, А.А. Титов, не бросая увлекающей его работы в местном самоуправлении, занялся практически кафедральными делами. Он собрал и обработал несколько тысяч рукописей. Он напечатал за свой счет несколько сотен изданий научно-популярной литературы по истории и культуре, и его труд востребован до сих пор. Он искал средства на реставрацию бывшей резиденции архиереев и не имея возможности вернуть кафедру вновь в Ростов, организовал в кремле “Музей церковных древностей”. Рядом было Ростовское Духовное училище. Все в развитие древних традиций.

Это были сила и свет, но этого было мало Андрею Александровичу. Ростовская финифть появилась у нас благодаря кафедре в середине XVIII века. Ростовские архиереи были богатыми заказчиками дорогого искусства. А.А. Титов приложил старания по открытию финифтяного класса при Ростовском ремесленном училище и благодаря ему народный художественный промысел существует и в наши дни.

Кафедра должна учить. Как бы ощущая эту историческую доминанту Ростова, А.А. Титов нашел мецената в лице Алексея Леонтьевича Кекина и уговорил его пожертвовать все состояние ростовскому городскому сообществу. В первую очередь на строительство гимназии и университета. Очень хорошо, что гимназия существует и украшает город, но планируемое в 1917 году открытие университета не состоялось. Я просто уверен, что рано или поздно он откроется, потому что наш город издревле кафедральный. Ростов Великий именно потому, что его миссия, ни много ни мало, растить человека.

Пишу и для вас, если дочитали до конца, господа-предприниматели. Ростов, это город учителей, творческих людей, а также охотников, рыбаков, огородников и торговцев, людей свободных и упрямых. Ростову не нужны бандитская ухмылка, сальный взгляд и лукавый прищур. У него другая почва. Жители города хорошо знают каким манером разводятся сорняки. Знают также, что наш товар растет соленым потом, вниманием к земле (культуре), в согласии с ритмом, сложившимся не одно тысячелетие.

Служение Ростовской кафедры продолжается в наши дни в музее-заповеднике “Ростовский кремль” в работе научных сотрудников, в его библиотеке, сохранении коллекции. Не случайно, наверное, что один из самых плодотворных учебных центров России находится у нас в гимназии Варницкого монастыря, воспитанники даже изучают греческий язык. Наша кафедра существует теперь в Яковлевском монастыре, где всегда велось просветительское дело в разных направлениях.

Кафедральный собор, увы, больше похож на побеленные гробницу, которые снаружи выглядит красиво, а внутри полна костей мертвецов и всякой нечистоты (Мф 23, 27)”. Чья это вина? Хочу повторить только, что “посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф 13, 23)”.

Поэтому Ростов - Великий, он вечно верен своей миссии, растить и возвеличивать бессмертные души людей. Дело теперь за нами, следовать или поступать вопреки великому.

(с) священник Александр Парфенов, 2022

Ростовская мифология, ландшафт, Ростовская кафедра, экскурсия

Previous post Next post
Up