ЧЕТЫРЕ СТОЛПА

Jun 05, 2022 08:11


Леонтьев день. Самое время поговорить об идее Ростова. Такие высокие мысли не приходят в голову на Кубе, даже, например, на пыльной исторической улице Гладышева. Ближе к истине набережная озера, лучше всего Бакунинская улица, в прошлом Квасоварная слобода. Идея нашего города открывается не от созерцания природы только, но вдумчивого чтения летописей и архивных документов. Правда, этого тоже мало. Наблюдения за горожанами, походы на рынок, разговоры, участие в огородной страде.

Возникновение города на берегу озера связано с сочетанием хороших природных ресурсов. Богатого рыбой и дичью озера с выходом на международные торговые пути и плодородной приозерной котловины. Иногда кажется, что огородничество, торговля и отходничество, три главных занятия современных горожан будто пришли из древности и составляют до сих пор основу устойчивости Ростова, в том числе к переменам.



День города. Фото: Валерий Александрович Абрамов

Идея Ростова заключается в том, что жить и работать здесь можно по-разному. Вспомним как во второй половине XX века осушали приозерную котловину, удобряли сапропелем, обещали золотые горы, но ничего не выросло. Климат не тот. Высокая урожайность ростовского “товара” достигалась ручным трудом, личным приглядом, хозяйской ответственностью. Что касается человеческих инвестиций, то здесь тоже самое как с огородами.



Работа с людьми, культурные проекты требуют соблюдения принципа: “Блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20, 35)”. Это значит, что В Ростове с его богатой, хотя и незаметный на первый взгляд, принесут пользу только те усилия, что подобны труду огородника, загодя готовящегося к сбору. Наши гряды надо вскопать, прополоть и полить. Приведу четыре примера, четыре столпа, на которых незаметно держится и будет держаться наш город, покуда стоит не только он, но и весь мир.

ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ

Допустим, что князь Владимир приехал к нам и покрестил людей в мутных водах Ростовского озера. Изменились ли люди? Чтобы люди менялись, их надо учить. Согласно данным науки, почерпнутым из византийских архивов, князь Ярослав Владимирович Мудрый основал в Ростове христианскую кафедру в 1051 году. Это собственно и есть основная идея Ростова, и я верю что наш город живет ею до сих пор, почему пишу эту заметку.

До появления кафедры память была устной. В Ростове выстроили деревянный “от древес дубовых” Успенский собор. в нем пели, читали, а приходящие люди жадно все слушали все. Живой речью пропетое  и прочитанное толковал с кафедры архиерей, богослужение и обучение проходили одновременно. Множестовм книг пользовались священники кафедрального собора и так рано или поздно книги стали в Ростове создаваться: поучения, летописи, сказания, как светильники во мраке устного и забываемого слова.

Служилось непросто. Два архиерея сбежали с ростовской кафедры. То ли им трудно было с бывшими язычниками, то ли денег на содержание кафедры князь не оставил. Святитель Леонтий, епископ Ростовский руководствовался словами: “Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи (Мф 9, 17)”. Он стал учить детей грамоте. Для XI  века это большое достижение и социальный лифт.

Обученные дети приобщались к письменности. Они могли стать причетниками собора, чиновниками,  записывающими штрафы, купцами, составляющими списки товаров. Леонтий не давал детям закон Божий, зато давал им сладости. “Дети нас не слушают, дети на нас внимательно смотрят”. Возможно, что возник конфликт между взрослыми, внимательно слушавшими святителя с кафедры, но не исполнявшими его слов и детьми, которые ничего не слышали, но впитали пример епископа Леонтия.

Вспомнив о том, что два предыдущих архиерея не выдержали и сбежали, горожане собрались вечем с дубинами и кольями, надеясь напугать святителя Леонтия, но не учли, что пример дороже слов: “Хоть убивайте меня, но с кафедры я не уйду!” Сказание говорит, что вместо смерти Леонтия они сами упали как мертвые на вечевой площади. Так проповедуя Христа Воскресшего святой по-настоящему ответил за свои слова, за то, что он проповедовал с кафедры. Этот пример актуален и в наши дни, ведь у Господа тысяча лет как один день (2 Пет 3, 8).

ИОНА ТРЕТИЙ

Кафедра ростовских архиереев могла переместиться вслед за политической властью. Сначала в XII во Владимир-на-Клязьме, а там глядишь и в Москву. Однако мощи святителя Леонтия и сказание о его подвиге убеждали, что кафедра должна оставаться здесь и так случилось в 1214 году по воле первого ростовского князя Константина Всеволодовича. Учреждение ростовской кафедры, снабжение ее материальными ресурсами, без сомнения является наибольшим следом в истории от самого Ростовского княжества. Кафедра получала вклады от бояр и горожан, богатела. В начале XV века у ростовских архиереев на подворье в Москве была каменная церковь. Там похоже, в столице и тратились все доходы ростовских духовных владык.

Ростовский митрополит Иона III, по ошибке называемый “Сысоевич” служил на нашей кафедре в 1652-1691 годах. Этот человек с характером потерпел сокрушительное поражение в придворной карьере, едва не став патриархом, как уже бывало с ростовскими архиереями. Он был Местоблюстителем патриаршего престола, но к счастью для нас патриархом не стал.

Вместо бездарного проматывания средств в столице он стал строить себе дом, который мы называем “Ростовский кремль”.  То есть стал бы Иона III  патриархом, но не было бы нашего кремля, не было бы ростовской соборной звонницы и ее певучих колоколов. Внутри по иронии судьбы кроме своих палат Иона построил Государские хоромы и, не будучи столь доверчив, обнес все это стенами с башнями и бойницами.

Теперь главный архитектурный ансамбль Ростова раскрывает идею кафедры. Она была особенно очевидна пока вокруг собора не было вот этой маленькой ограды. Собор стоял открыто, всех собирал. Дома горожан смотрели на него, но среди всех домов самый большой был у архиерея - “Архиерейский дом”. На праздники архиерей шествовал из дома на кафедру и обратно, но он не мог идти в тишине. Это шествие сопровождал колокольный звон, потому и звонница стоит вдоль его пути из Архиерейского дома на кафедру, в Успенский собор.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Необычайно ярко тема учебы раскрылась при святителе Димитрие, митрополите Ростовском. Он служил на кафедре в 1702-1709 годах. В XVIII веке учить грамоте было уже слишком мало и в Ростовском кремле (Архиерейском доме) святитель открыл грамматическую школу. Это значит, что его ученики изучали латинский и даже греческий языки, приобщались к зарубежной литературе, к всемирной сокровищнице знаний. Освоив грамматику они приступали к логике, риторике, затем только к богословию. Обязательно занимались музыкой и пением, а также несколько раз в год проводились и театральные постановки на морально-религиозные темы. Таким образом наш уездный город Ростов был снова первым в стране после столицы, где открылось учебное заведение нового типа. Это полноценная школа и мы все в ней учились.

Святитель Димитрий занимался со своими студентами, устраивал им экскурсии, возил на архиерейскую дачу, доставал деньги на них и на учителей. То есть шла Северная война со шведами, кафедральные деньги уходили на это, но святитель не сидел сложа руки и кроме всех забот находил средства на образование. Это самый достойный пример на все времена. Однажды на соборном дворе истязали должника. Крики дошли до святителя. Воевода сказал, что это дело государево, а дело архиерея - Божие и пусть никто не вмешивается. Святитель прервал литургию, но с таким подходом не согласился.

Канонизация святителя Димитрия в 1757 году, единственная за все XVIII столетие была поворотным событием в религиозной истории Российской империи. Поясню свою точку зрения. Шли реформы, царя Алексея Михайловича и его сына Петра Первого. Менялись обряды, менялись законы и даже одежда. Далеко не все соглашались. Одних тянуло в старину, другие были готовы полностью разорвать с прошлым. Словом все как в наше время!

Канонизация святителя Димитрия помогла уронить с души тяжелый камень сомнений, религиозно примирить и объединить полярно расходившиеся слои общества. Он был молитвенник, аскет, бессребреник и чудотворец, но одновременно писатель, проповедник, педагог, драматург и музыкант. Так через Ростов и Яковлевский монастырь, через письменной наследие святителя на всю империю расходилось благотворное влияние Ростовской кафедры.

Эту роль святитель Димитрий и его кафедра играют и сейчас как залог примирения с Украиной, его родиной, в годы жесточайшего конфликта. Да будет мир! Есть и будет.

АНДРЕЙ ТИТОВ

В Древней Руси было много городов, но кафедры были далеко не в каждом из них. В этом величие Ростова, что кафедра была и была очень плодотворна, хотя мы можем не видеть ее значение, как не замечаем культурный слой под ногами. Ситуация изменилась в связи губернской реформой Екатерины II. В стране появились губернии и кафедры были учреждены в каждом губернском городе. В 1788 году в Ростове произошло может быть внешне незаметное, но в целом печальное событие. Кафедра переехала в Ярославль. Ее свет не погас, но был сильно приглушен по воле государственной власти.

Однако у Ростова есть характер. Он может не осознаваться, быть просто интуицией. Вернее сказать, характер Ростова, это ежедневная практика основанная на его природных условиях и богатом культурном пласте. Познакомишся с ними, укоренишься и будешь упрямым, а через то плодотворным, как Леонтий, как Иона, как Димитрий и многие другие, уроженцы и не уроженцы гордой Ростовской земли. Ростов можно попытаться подчинить, но нельзя его свернуть с его тысячелетнего пути.

Итак, основная идея Ростова, это его кафедра. Место просвещения, формирования, ровно так как формируются черные ростовские гряды, чтобы выпалывать все до одного сорняки. Я рассказал о трех главных столпах Ростова лучше всего реализовавших просветительский потенциал Ростовской кафедры, на самом деле их больше и вы это знаете. Теперь я немного поюродствую, а что мне еще остается делать, если Ростовская кафедра почти вдовствует и архиереи в нашем городе не живут и не служат постоянно.

Светский и, наверное, небезгрешный человек, неожиданно для всех сыграл роль архиерея-просветителя на Ростовской кафедре. Это ростовский купец Андрей Александрович Титов. Это не меценат какой-то там, даже не просто земский деятель, которым он был до последнего своего дня в 1911 году. Значение Андрея Александровича в истории и культуре Ростовской земли сопоставима с той деятельностью и значением, которую до 1788 года играли у нас ростовские архиереи на кафедре.

С подачи московского аристократа, графа Алексея Сергеевича Уварова, А.А. Титов не бросая увлекающей его деятельность в местном самоуправлении, занялся практически кафедральными делами. Он начал собирать рукописи. Собрал и обработал их несколько тысяч. Он напечатал несколько сотен изданий научно-популярной литературы по истории и культуре и его труд востребован до сих пор. Он искал средства для реставрации бывшей резиденции ростовских архиереев и не имея возможности вернуть ее вновь в Ростов, организовал в кремле “Музей церковных древностей”. Рядом было Ростовское Духовное училище.

Это были сила и свет, но этого было мало Андрею Александровичу. Ростовская финифть появилась у нас благодаря кафедре в середине XVIII века. Ростовские архиереи были богатыми заказчиками дорогого искусства. А.А. Титов приложил усилия по открытию финифтяного класса при ростовском ремесленном училище и так благодаря ему этот народный художественный промысел существует и в наши дни.

Кафедра должна учить. Как бы ощущая эту историческую доминанту Ростова А.А. Титов нашел мецената в лице Алексея Леонтьевича Кекина и уговорил его пожертвовать почти все состояние ростовском городскому сообществу. В первую очередь на строительство гимназии и университета. Гимназия по счастью существует и украшает город, но планируемое в 1917 году открытие университета не состоялось. Я просто уверен, что рано или поздно это случится, потому что наш город издревле кафедральный. Ростов Великий в силу того, что его задача ни много ни мало - растить человека.

Это я вам пишу, если вы дочитали до конца, господа-предприниматели! Ростов, это город учителей, творческих людей, а также охотников, рыбаков, огородников и торговцев, людей свободных и упрямых. Ростов, надеюсь, стерпит любую бандитскую ухмылку, сальный взгляд и лукавый прищур. Жители города хорошо знают, что таким манером разводятся только сорняки. Знают также что товар растет соленым потом, вниманием к почве и именно своим ритмом, сложившимся уже не одно тысячелетие.

Повторю снова, идея Ростова заключается в том, что “Блаженнее давать, нежели принимать (Деян 20, 35)”.

(с) священник Александр Парфенов, 2022

Ростовская мифология, Успенский собор

Previous post Next post
Up