СВЯТИТЕЛЬ ИАКОВ

Dec 09, 2020 08:11




Завтра 10 декабря праздник святителя Иакова, епископа Ростовского, престольный праздник Яковлевской обители. Совпадение праздника с днем памяти мученика Иакова Персиянина наводит на подозрение. Священник-эмигрант Георгий Спасский в книге «Русское литургическое творчество» утверждает, что день памяти святителя Иакова Ростовского приходится на 6 февраля. Ростовский ученый А.Г. Мельник нашел самые ранние упоминания святителя Иакова, относящиеся к XV веку.

Получается так, что от древности до нас не дошел ни день памяти святого, ни его житие. Его нет даже в четьих-минеях святителя Дмитрия Ростовского. Московская исследовательница Е.В Уханова открыла, что житие создано в 1762 году накануне приезда в Ростов императрицы Екатерины II. Ростовский историк С.В. Сазонов показал, что создатели жития отталкивались от фразы святителя Дмитрия «за триста лет до создания собора в Яковлевском монастыре», то есть около 1386 года.

Однако точное применение этой фразы невозможно, так как летописи дают прямо по дням хронологию служения на ростовской кафедре в конце XIV века. Вот, что мне показалось. В Лаврентьевской летописи есть сообщение: «Того же лета (1295) приехал Максим митрополит из Киева; Иакова владыку Владимирского свел с епископии». Это единственное упоминание епископа Иакова в русских хрониках XIII-XIV веков.
Читая летописи видно, что после катастрофы 1237 года на владимирской кафедре служат, как правило, ростовские епископы, более всех епископ Кирилл II. Во второй половине XIII века кафедра интересует киевских митрополитов, пока в 1299 году не состоится окончательный переезд митрополита из Киева во Владимир. Другое мое наблюдение заключается в том, что епископами на кафедрах становились княжеские духовники-монахи.

Духовник в Древней Руси, это постоянный священник, принимавший исповедь. Княжеский духовник занимал высокое положение, зачастую был игуменом или архимандритом в городской обители. Один из них примерно в 1281-89 годах написал «Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу». Это письмо, располагающее к покаянию, мог написать только княжеский духовник. Полагаю, что Яков-черноризец и Владимирский епископ Иаков, это одно лицо, монах, духовник, поставленный впоследствии на владимирскую кафедру.

В случае ухода с кафедры, архиереи обычно возвращались в прежний монастырь. Допускаю, что в 1295 году владимирский епископ Иаков вернулся в Ростов, поселился в Зачатьевском монастыре и мог прожить здесь до начала XIV века. Он оставил по себе память, в XVI веке была составлена ему служба, на основании, в том числе, мотивов из жития Вукола Смирнского. Мои предположения требуют научной апробации, они весьма зыбки.

Как бы то не было, основание Яковлевского монастыря уходит в XIII век, в эпоху ростовских княжеских династий, о чем поговорим в свое время. Несомненно, что другая половина монастыря, под именем Спасский «Княгинин» монастырь на Песках, основана и опекалась в XIII веке представителями ростовского княжеского дома.

Ростовская агиография, ростовское краеведение, Святыни Ростова, Яковлевский монастырь, экскурсия

Previous post Next post
Up