ЛИТУРГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Mar 12, 2020 09:34

Вполне возможно, что в будущих учебниках литургики студентам будут объяснять, что в XX-м и в начале XXI-го века служба в России носила странный характер. Вечерня служилась утром, а утреня вечером, но постепенно, по мере литургического возрождения пришли к тому, что запредельный символизм неуместен и каждое таинство, это не игра, а реальность.
Вчера вечером я сходил на вечернюю литургию преждеосвященных Даров в Варницкий монастырь. Насколько я знаю, сто лет назад это практиковали обновленцы, об этом писал протопресвитер Александр Шмеман. Десять лет назад такое служение началось в европейских приходах, затем благословили у нас. Я не успел. На деревенском приходе я вообще не служил преждеосвященных, а в монастыре о такой литургии вечером не могло быть и речи. Причаститься в Варницах я не мог, мне велено причащаться только в двунадесятые праздники только в Яковлевском монастыре. Постоял слушателем и зрителем, как говорят - помолился. Огромный по ростовским меркам Сергиевский храм рассчитан на большое число прихожан. В малолюдстве он слишком гулкий, слова слышно плохо. Лучше всего прозвучали эксклюзивные песнопения литургии преждеосвященных, именно потому, что их принято петь тихо. Сумерки сгустились, свет не включали, было шесть причастников мужского пола. Основное правило в русской церкви в том, что к Причастию надо приходить натощак, это прекрасно, это хорошая катехизация, хорошая подготовка. Однако во всем нужна мера, в катехизации нельзя застревать навсегда: «Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2, 27)». Согласно новому благословению утром разрешается легкий завтрак, литургический пост перед Причастием длится шесть часов. Надеюсь причастники получили новый и важный опыт. Я благодарен отцу Димитрию Диденко за проповедь по библейскому чтению про Ламеха (Быт 4, 27). Вкратце суть ее такова. Ламех не убивал никого, просто хвалился перед своими женами, боясь показаться слабым. Эту языческую привычку, казаться лучше и страшнее чем мы есть на самом деле лучше бросать. Мы отвергаем чужую помощь, а это лишь повод для мнимой гордости. Когда мы слабы, мы открываемся Богу и людям такими какими мы есть, а это хороший случай для настоящей любви. Спасибо, отче, все в точку!

заметки, ДЕРЕВЕНСКИЙ ДНЕВНИК, Варницкий монастырь

Previous post Next post
Up