Гросс Штрёмкендорф. Могильник и столица Дражко.

Jan 03, 2014 01:15



Исследователи выявляют в Гросс Штрёмкендорфе 3 фазы существования, первая из которых пришлась на 710-760 гг. После этого поселение было расширено в южном направлении, а северная часть его стала использоваться как кладбище. Период существования могильника, протянувшегося почти на 2 га, составлял таким образом всего около 50 лет, что само по себе очень ценно. В большинстве других южнобалтийских могильников в большинстве своём не представлялось возможным датировать большинство из погребений, не содержащих выразительного инвентаря, не то что с точностью до десятилетий, но зачастую даже и веков. Гросс Штрёмкендорфский же пример интересен тем, что предоставляет редкую информацию о похоронном обряде в землях ободритов в конце VIII-начале IX веков.



план могильника в Гросс Штрёмкендорфе.

Могильник был полностью изучен в 1990-е. Часть его к этому времени оказалась уничтожена в результате сельскохозяйственного использования поля, в той же, что уцелела, удалось обнаружить 241 могилу и указания на 252 погребённых ( было несколько двойных захоронений), из которых около 50 было курганными, остальные - грунтовыми или не удалось распознать курган. Похоронный обряд был представлен в большом разнообразии: лодочные и урновые захоронения, оставление кремационного праха с ёмкостях из органического материала, ингумации, изредка также - оставление праха в ямах без ёмкости и захоронения в гробах. Кремации составляли около 2/3 от общего числа захоронений. Вместе с людьми на кладбище присутствовали и захоронения животных - собак, лошадей и, по выражению археологов, "их частей".

планы могильника с выделением отдельных типов захоронений







Наиболее интересными находками можно назвать 6, найденных здесь, лодочных захоронений, из которых 5 было представлено оставлением большими планочными кораблями от 8 до 15 м длиной, а одно - однодревкой,борта которой были возвышены путём прикрепления одного ряда корабельных планок. В этой расширенной однодревке была обнаружена безинвентарная ингумация.



ингумация в расширенной однодревке

В четырёх из больших планочных ладей не удалось обнаружить следов захоронений, предположительно из-за плохой сохранности объектов. В пятом был обнаружен кремационный прах, оставленный там по всей видимости без ёмкости (по крайней мере, керамической). В ещё одной ладье удалось было обнаружено два урновых захоронения.



большие лодочные захоронения из Гр. Штрёмкендорфа. Ниже они же, с археологами на заднем плане для наглядности размеров




В одном случае речь шла о захоронении мужчины в возрасте за 60 лет, кремированного вместе с собакой. Его прах был оставлен в ладье в славянском керамическом сосуде типа Суков. В другом случае, прах был оставлен в керамическом сосуде фризского типа. Рядом были найдены железный ободок, по всей видимости бывший частью деревянного ведёрка (применявшихся как сосуды для питься), и предварительно сломанный меч. Меч, как и фризскую керамику, датируют концом 8 века, происхождение его определяют Франкской империей или находящимися под сильным франкским влиянием северо-западногерманским регионом (Саксония, Фризия). Во всех случаях сами лодки не были сожжены, предположительно над всеми изначально были курганы, подтвердить которые, правда, удалось только в трёх случаях.



меч из лодочного захоронения 206.

Можно отметить, что схожее большим гроссштрёмкендорфским лодочным захоронениям по ритуалу и датировке известно в балтийскославянских землях также из Менцлина (несожжённом планочном  корабле в могиле), относящегося тоже к 8-9 вв. Позже, с конца 10 или 11 веков, известны и многочисленные, однотипные с Гросс Штрёмкендорфской находкой, ингумации в расширенных однодревках из Ральсвика на Рюгене, Узедома, Волина, Цедыни и Кошалина. Гросс Штрёмкендорфский же пример подтверждает распространение этого обычая в славянских землях на юге Балтики уже в конце VIII века.

Как и для всех остальных лодочных захоронений на юге Балтике, исследователи отмечают нехарактерную для скандинавских аналогов скромность либо отсутствие инвентаря. Примечательно и то, что единственные, найденные в лодочных погребениях вещи, были не скандинавского, а славянского и фризского/франкского происхождения.Тут же можно указать и на то, что из всех 252 захоронений, инвентарь, происхождение которого связывают со Скандинавией, был обнаружен лишь в 6 случаях.



скандинавские украшения из могильника

В могильнике также была найдена и некая деревянная конструкция, в которой исследователи видят указание на камерное захоронение. Однако, ни инвентаря, ни тела в ней найдено не было (предполагается, мог быть помещен только прах).

Для ингумационных захоронений исследователи отличают большой разброс в ориентировке по сторонам света, или её не соблюдение. Треть ингумаций составляли сидячие захоронения, как мужские, так и женские. В 3 из сидячих захоронений были обнаружены скандинавские фибулы (а-с на приведённом рисунке). На одном из женских сидячих захоронений было одеяние из высококачественного твила (нем. Diamantköpergewebe) вместе с двумя пластинчатыми фибулами неизвестного до этого типа.



женское сидячее захоронение 811 из Гросс Штрёмкендорфа

Археологи связывают этот похоронный обряд с южной Скандинавией. Не возьмусь судить, насколько их предположения верны, отметив лишь, что этот же самый археолог, к слову, написавший по этому могильнику свою диссертацию, умудрился увидеть связь со скандинавами вообще во всех захоронениях. И если на счёт ингумаций у славян в дохристианский период высказывались сомнения и до него, то неизвестность славянам урновых захоронений является в данном случае "новым словом". Ещё более "новым словом" в изучении балтийскославянского погребального обряда стало и сомнение в славянской принадлежности оставления праха в ямах, до этого вообще считавшегося специфическим обрядом балтийских славян (тип Альт-Кабелих). Впрочем, хочется верить, что такие жесты происходят не со зла. Может быть херр ( в данном случае наиболее подходящей кажется именно такая транскрипция обращения)  Гердс просто поспешил и ещё изменит своё мнение после более детального ознакомления с материалом.

Мы же отметим, что не только урновые, или ямные, но и сидячие захоронения нередко встречаются в балтийскославянских землях как среди ранних курганных могильников (Ральсвик), так и в поздних грунтовых ( Занцков, Поморье), притом, что далеко не во всех случаях существуют какие-либо основания предполагать там присутствие скандинавов. Таких оснований нет, к примеру, для позднеславянского кладбища 12-начала 13 веков в Занцкове в 5 км от Деммина, где было обнаружено 17 сидячих захоронений, как мужских, так и женских. Ну, если не считать, конечно,упоминания Гельмольдом датских рабов в самом Деммине, впрочем, освобождённых в середине 12 века и, надо полагать, вернувшихся на родину.





славянские сидячие захоронения из Занцкова

Кроме сидячих захоронений, к специфически скандинавскому обряду археолог М. Гердс относит два кургана с треугольными основаниями в центральной части могильника, похоже, действительно у балтийских славян неизвестных. С фризами или саксонцами связывают обычай захоронения животных на кладбище вместе с людьми.

Вообще, в большом торговом поселении действительно есть основания предполагать присутствие самых разных гостей или инородных общин. Едва ли оно могло быть иначе. Вот только, насколько достоверно по одному только обряду можно достоверно определить этническую принадлежность, остаётся вопросом. Наверняка тут должны были быть и христиане, например. Присутствие фризов, судя по импорту, можно предполагать даже в большем числе, чем скандинавов, однако на на кладбище их не смогли отличить от других. Также никто из археологов не поставил пока под сомнение не только присутствие здесь славян, но и определяющую их роль в поселении. Славянам также не удалось точно определить какой-то один обряд на кладбище. Захоронения произведённые разными обрядами притом не составляют на кладбище каких-то закрытых групп, но, как в этом можно убедиться из плана могильника, перемешаны в произвольном порядке. Сюда же можно и добавить и то, что несмотря на явное присутствие в поселении купцов со всех соседних стран, все в тоже время жили в одинаковых домах. Так может, такое чёткое отношение какого-то внешнего признака к национальности только и исключительно в головах исследователей, на планах, в каталогах и прочих листах бумаги? Письменные источники, например, указывают на то, что различия в деталях похоронного обряда были и у представителей одних народов и зависели от их социального статуса.

Крайне интересным кажется и то, что для ингумаций гроссштрёмкендорфского могильника проводились антропологические исследования, результаты которых, правда, пока не опубликованы. На последок могу предложить попытку реконструкции ладьи из могильника



Если поселение в Гросс Штрёмкендорфе действительно было историческим Рериком, то можно попытаться определить и возможную столицу Дражко того времени. Сами по себе торговые центры на юге Балтики столицами или княжескими ставками не были. Они не имели крепостного вала, что говорит о том, что их не планировалось защищать в случае нападения. Однако, рядом с такими открытыми поселениями обычно находилась крупная крепость или княжеская столица, существовавшая одновременно с поселением, которая, по всей видимости поселение. О Рерике источники сообщают, что эмпорий контролировался ободритским князем Дражко. В непосредственной близости с Гросс Штрёмкендорфом известно две крепости, существовавшие одновременно с ним - Мекленбург и Илов.



Ранеславянские находки в регионе, по времени совпадающие с временем существования Гросс Штрёмкендорфа.

И Илов и Мекленбург в последствии были известны как важные крепости ободритских князей. Мекленбург при том был ободритской столицей по крайней мере с десятого века. Славянское название её можно с большой долей вероятности реконструировать как Велигард. Побывавший в конце десятого века в Мекленбурге араб Ибн Якуб называл столицей ободритов некий город с названием, переданным им как Аззан или Гран. Вопреки устаревшим предположением о том, что последнее слово следует понимать как славянское "град", такую форму невозможно предположить для древнеполабского языка ободритов, из-за наличия в нём рефлекса TarT (где Т - любая согласная). Учитывая, что в многочисленной топонимике северо-восточной Германии известна исключительно форма "гард" для полабского обозначения крепости, и форма эта употреблялась вплоть до 12 века, для решение загадочного Аззана/Грана следует поискать более подходящее решение. В нашем же случае более интересно пояснение ибн Якуба о том, что название столицы ободритского князя означает "большая крепость". Адам Бременский в 11-ом и Гельмольд в 12-ом веках сообщают о "знаменитой крепости ободритов Михеленбурге или Магнополе". Все три названия разных источников, таким образом имели одну этимологию "великая [т.е. большая] крепость". Археологические раскопки подтвердили, что основанный в 6 веке Мекленбург действительно имел большие, чем большинство других ободритских крепостей размеры (P. Donat - Die Mecklenburg, eine Hauptburg der Obodriten, Berlin, 1984.).



руины крепости Мекленбург в наши дни

Много свидетельств говорит о том, что именно крепость Мекленбург была столицей ободритов в 10-11 вв. В 1066 году здесь находилась семья ободритского князя Готтшалька - именно отсюда н в ходе славянского восстания нагой была выгнана датская жена этого убитого в Ленцене и явно не популярного в народе этого христианского ободритского правителя. Кроме нахождения в 11 веке семьи ободритского князя в крепости Мекленбург, об особенном положении её среди ободритских городов говорит и сам факт основания в ней епископства, возглавляемого шотландским епископом Иоанном (Адам 3-78, Гельмольд 1-22). Другие созданные одновременно с мекленбургским епископства находились также только в  племенных столицах ободритского союза - Старигарде (вагры) и Ратцебурге (полабы). По всей видимости Мекленбург несколько утратил свой статус только при Генрихе Любекском, отстроившем новую княжескую резиденцию по христианскому образцу в Любице. Не смотря на то, что Никлот позже также сделал ставку на обустройство новой крепости в Дубине на берегу Шверинского озера, Мекленбург оставался одной из самых значительных ободритских крепостей до конца 12 века, как это можно заключить из описываемой Гельмольдом продаже здесь сотен рабов, захваченных в ходе датского похода ободритов 1171 года.



крепостные валы Илово в наши дни

Крепость Илово упоминается в письменных источниках впервые лишь в конце 12 века, когда она также была одной из важных крепостей ободритских князей во время крестового похода на славян. Позже крепость перестраивается Прибиславом, но никогда в дальнейшем не имела значения столицы и не упоминалась как таковая до. Впрочем, во время существования поселения Гросс Штрёмкендорф, VIII-начале IX веков, ситуация могла быть и иной.

Обе крепости - Мекленбург и Илово - кажутся вполне подходящими кандидатами на роль столицы Дражко. Аргументом за Илово можно назвать несколько более близкое её положение к Гросс Штрёмкендорфу и большее, нежели у Мекленбурга того же времени, скопление поселений как вокруг неё, так и между ней и Гр. Штрёмкендорфом. За Мекленбург же, с другой стороны, говорит последующая известность его как ободритской столицы, к чему можно лишь добавить, что эта крепость в VIII веке могла иметь прямой выход в Висмарскую бухту по ныне несудоходному каналу Валленштайнграбен, что намного упрощало бы связь с поселением.



канал Валленштайнграбен, соединявший Мекленбург с Висмарской бухтой, на старинной карте.

В заключение можно добавить, что вопрос о том, было ли поселение в Гросс Штрёмкендорфе действительно историческим Рериком, едва ли разрешим в принципе. С одной стороны - за это говорит многое и не одно из известных на настоящий момент в землях ободритов поселений не подходит на его роль больше. С другой - в ободритских землях в указанный период вполне могло одновременно существовать и несколько приморских торговых поселений. Поселение в  Гросс Штрёмкендорфе, как и многие другие, было обнаружено совсем недавно и совершенно случайно и никто не сейчас не поручится, что в дальнейшем не может быть сделано других, ещё более подходящих находок. Насколько вероятно отождествление его с Рериком пусть лучше решит каждый для себя сам.

Ссылки на литературу по археологическим исследованиям в Гросс Штрёмкендорфе ( не полная библиография, а лишь известная мне):

Монографии
  • F. Wiertzichowski - Untersuchungen zu den Anfängen des frühmittelalterlichen Seehandels im südlichen Ostseeraum unter besonderer Berücksichtigung der Grabungsergebnisse von Groß Strömkendorf, Wismar, 1993 (находки до 1993 года)
  • А. Tummuscheit - Baubefunde des frühmittelalterlichen Seehandelsplatzes von Groß Strömkendorf, 2011 (архитектура)
  • A.Pöche - Perlen, Trichtergläser, Tesserae. Spuren des Glashandels und Glashandwerks auf dem frühgeschichtlichen Handelsplatz von Gross Strömkendorf, 2005 (производство стекла)
  • T.Brorsson - The pottery from the early medieval trading site and cemetery at Groß Strömkendorf, Lkr. Nordwestmecklenburg, Wiesbaden, 2010 (керамика)
  • U.Schmölcke - Nutztierhaltung, Jagd und Fischfang : zur Nahrungsmittelwirtschaft des frühgeschichtlichen Handelsplatzes von Groß Strömkendorf, Landkreis Nordwestmecklenburg, Lübstorf, 2004 (кости животных, питание)
Диссертациии и дипломные работы
  • D. Paddenberg - Studien zur Frühslawischen Bestattungssitten in nördlichen Deutschland, Das Gräberfeld von Groß Strömkendorf, Kreis Nodrwestmecklenburg, im regionalen und überregionalen Vergleich,  Kiel, 1997 (погребальный обряд балтийских славян вообще и Гр. Штрёмкендорфа в частности)
  • D. Paddenberg - Das Umfeld von Groß Strömkendorf, Lkr. Nordwestmecklenburg, in frühslawischer Zeit und die Grabung am Burgwall Ilow, Lkr. Nordwestmecklenburg, Fdpl.2, Kiel, 1999 (историческое окружение поселения)
  • M.Gerds - das Gräberfeld des frühemittelalterlichen Handelsplatzes von Groß Strömkendorf, Lkr. Nordwestmecklenburg, Kiel, 2009 (могильник Гр. Штрёмкендофра)
  • A. Tummuscheit - die Baubefunde des frühmittelalterlichen Seehandelsplatzes von Groß Strömkendorf, Kr. Nordwestmecklenburg (архитектура)
  • K.Holzer - Bootsgräber des 8. Jahrhunderts von Groß Strömkendorf bei Wismar. Rekonstruktion der Boote, Kiel, 1999 (корабли лодочных захоронений)
статьи в научной периодике
  • F. Wiertzichowski - Untersuchungen auf einem frühmittelalterlichen Handelsplatz Groß Strömkendorf, Kr. Wismar, In: Informationen für Bodendenkmalpfleger in Westmecklenburg, Bd. 33 (1993), S.23-30
  • H.Jöns - War das emporium Reric der Vorläufer Haitabus?, Bodendenkmalpflege in M-V, 1999-47
  • F. Wiertzichowski - Eine frühslawische Siedlungsgrube mit Bernsteinperlenproduktion von Groß Strömkendorf, Bodendenkmalpflege in M-V, 1999
  • W.Dörfler, D.Hoffmann, H.Jöns - Archäologische, geologische und pollenanalytische Untersuchungen in Groß Strömkendorf bei Wismar - Ein Vorbericht, In: Bodendenkmalpflege in M-V, Jahrbuch 1997 - 45, Lübstorf 1998
  • S. Kleingärtner, H.Jöns - Eine Pferdefibel aus Groß Strömkendorf, Lkr. Nordwestmecklenburg, In: Bodendenkmalpflege in Mecklenburg-Vorpommern, Bd. 48/ 2000 (2002)
  • A. Tummuscheit - Die Grubenhäuser von Gross Strömkendorf bei Wismar - ein Beispiel skandinawisch-slawischer Kooperation, Archäologie in Schlewig, 2003, S. 145-155.
  • C. Bergen - Runde Bleianhänger aus Groß Strömkendorf bei Wismar, In: Die Kunde: Zeitschrift für niedersächsische Archäologie, 2003, S 143-148.
  • М. Gerds - Boote für die Toten - Eine skandinavische Grabsitte des frühes Mittelalters an der südlichen Ostseeküste in Groß Strömkendorf bei Wismar. Starigard 8, 2007
  • M. Gerds - Groß Strömkendorf bei Wismar. Ein Gräberfeld der frühen Wikingerzeit bei den Ostseeslawen und seine Beziehungen nach Norden, Archäologie in Schleswig 13, 2010.
  • C. Zimmermann, H. Jöns - Ein Kammfragment mit Runnenschrift vom frühmittelalterlichen Handelsplatz Groß Strömkendorf, In: Kulturwandel im Spannungsfeld von Tradition und Innovation , Neumünster : Wachholtz, 2013
также:
  • M.Müller-Wille - Emporium reric. In: S. Brather/D.Geuenich/C. Huth - Historia archaeologica, Berlin/New York, 2009
  • Corpus archäologischer Quellen zur Frühgeschichte auf dem Gebiet der DDR, Band 1, 1978
также множество статей по Гр. Штрёмкендорфу можно найти среди публикаций X.Йонса

история, археология, Рерик, погребальный обряд, Гросс Штрёмкендорф, ободриты

Previous post Next post
Up