Leave a comment

nap1000 December 31 2013, 12:15:02 UTC
"Если я правильно понял автора, она не относит столбовую конструкцию в "Рерике" на счёт славян, явно указывает землянки, построенные в "славянской домостроительной технике""

-нет, она именно связывает столбовую конструкцию в регионе с германской культурой. Никаких доводов за несохранившиеся срубные дома, разумеется, нет. Она представляет себе ситуацию так, что тот тип домостроительства не чисто славянский, а смешанный славянско-германский, но не связанный конкретно с иноземными купцами, а смешение культурных традиций уже в самом поселении. Предположение о срубных домах очень слабо обосновано и это ещё мягко сказано. Ни одного такого дома не найдено, но она продолжает настаивать на том, что их было в поселении большинство, лишь на основании того, что "чистые" ободриты по её представлениям должны были жить в срубных домах. Это очень странно уже потому, что если в ободритском регионе и были известны такие срубные дома, то надо полагать, на основании археологических находок. Следовательно, такие срубные дома оставляют вполне ясные археологические следы, по которым их вообще и удалось установить. Странно привлечение ОТСУТСТВИЯ археологических следов для доказательства существования домов, в других местах подтверждаемых археологически. В общем же картина находки такая, что в поселении были найдены только не совсем характерные для общих представлений об архитектуре ободритов землянки, больше напоминающие славянско-германский смешанный тип и в которых жило всё поселение. Можно сколько угодно говорить о скандинавских купцах, но совершенно очевидно и для неё самой ,что:
1.их там не было большинство
2.все жили в одинаковых домах, и славяне, получается, тоже

На самом деле, ничего страшного, просто интересная информация. По раннему периоду ободритской культуры и истории на самом деле очень мало данных, как и по наиболее раннему периоду существования торговых центров, тут просто проясняются некоторые детали, которые, как оказалось, не совсем совпали с ожидаемой, составленной на основании сравнений из других регионов, картиной.

"Очевидно, что ресурсы, ради которых оно и существовало (купцов), привлечь туда уже было невозможно. И своими силами славяне эту проблему решить не могли, либо они и не осознавали случившееся как свою проблему."

- то, что идеи почётного доктора Роберта Бельтца о роли славян в Рерике и на в Германии, живее живых, это и так ясно)) Только для всего этого есть и другое, кроме ни-на-что-не-способности славян, объяснение. Основным направлением торговли и значительную роль в экономике Гр. Штрёмкендорфа играла Франкская империя, отношения с которой создавали конкретные исторические личности, а не "способности славян". Дражко был очень близок к франкам, которые подтвердили права на власть его потомка. Славомир разорвал отношения с франками и даже пошёл на них войной, объединившись с данами. Хотя ему на первый раз и простили, в целом уже в первой трети 9 века отношения ободритов и франков испортились и соответственно политике должны были измениться и направления эконимики и торговли. Гудфреду-то вот похоже тоже привлечь купцов было возможно в то время только военной силой и разрушением условий (как поселения, так и убийством Дражко).

Reply

anrike December 31 2013, 13:38:15 UTC
==смешанный славянско-германский, но не связанный конкретно с иноземными купцами, а смешение культурных традиций уже в самом поселении.

Ну, в резюме этого нет, там и слово "германский", если я не ошибаюсь не употребляется. Пишет она, насколько можно понять, именно о "чужеродном населении". Если в самом немецком тексте монографии написано иначе - что же ...

==Странно привлечение ОТСУТСТВИЯ археологических следов

Так она пытается понять, почему домов на поселении нет на первой стадии существования, размер большой, а землянок десять. Т.е. она именно "факт" обсуждает. Хотя может поселение на тот момент весьма условным было, могильник-то представительный уже позже возник.

==больше напоминающие славянско-германский смешанный тип

Ну а где такой реально представлен? Откуда аналогия?

==все жили в одинаковых домах

На мой взгляд, её текст не таков по смыслу. Можно и не говорить о скандинавских купцах, тем паче, что не в меньшей степени там можно ожидать фризов и саксов, равно и нет никакой нужды полагать, будто приезжих купцов там было больше, чем местного населения. В Каупе пруссов тоже было очевидно больше.

==ни-на-что-не-способности славян

А при чём здесь вообще Бельтц? Волин-то сколько раз разрушали и грабили? А, с другой стороны, Дирков и Менцлин кто разрушал? Ободриты были союзниками франков, вильцы датчан, нормальная ситуация, сами ободриты с вильцами непрерывно находились с состоянии выяснения уровня самости. Гудреда убили через два года после разрушения Рерика, в Дании начались междоусобные разборки, тем не менее рост Хедебю это не остановило и те же славяне составляли значимую часть его населения. Перенос центра торговли из Рерика в Хедебю, безусловно, связан с деятельностью исторических личностей - Карла и Гудреда, с их конфликтом и желанием датских конунгов видеть подобный центр в зоне своего непосредственного влияния, поскольку и для них, естественно, Франкская империя была основным направлением торговли и позволяла получать определённые экономические преференции. В данном случае, центр был перенесён из зоны косвенного франкского влияния в зону непосредственного датского влияния. Чедраг оставался вассалом императора всю свою жизнь. У него были конфликты с сюзереном, но у кого из франкских графов их не было? Тем не менее, Людовик предпочитал его поддерживать. Что он, что Славомир оказываются союзниками наследников Гудреда, когда сюзеренитет императора кажется им недостаточно выгодным.

==должны были измениться и направления эконимики и торговли

Так с чего бы? Даны им друзьями стали? Так нет, как раз после смерти Гудреда франки воюют против его сыновей, при этом ободриты в лице их князей оказываются то с одной, то с другой стороны, но в конечном итоге остаются друзьями франков.

Reply


Leave a comment

Up