Славянский камень из Крина.

Feb 01, 2013 00:56





Очередной славянский языческий камень, преспокойно покоящийся в маленькой поморской церкви в местечки Крин (Krien) и совершенно никому не известный.

Камень был обнаружен 12 ноября 1936 года, во время проведения отопления в церковь в деревне Крин, на востоке Мекленбурга.



деревня Крин на карте Мекленбурга

Впервые церковь в Крине упоминается в 1328 году, хотя наиболее старая её часть была построена в 13 веке.





Церковь в Крине

Камень был найден под фундаментом как раз этой, наиболее древней, части церкви.



План церкви в Крине

Легенда:

Frügotisch - ранняя готика
Gotisch - готика
Spätgotisch - поздняя готика

Место находки камня отмечено на плане крестом.

Ну сам камень: С одной стороны изображён крест и "виноградная лоза" (по интерпретации W. Kusch).




По бокам - "стилизованные лилии" (по той же интерпретации). Сверху имеется углубление размером 22х20 см и глубиной 8 см.
Размеры самого камня: высота 77 см, в разрезе: 55х36 см. Изготовлен из гранитного блока.



С другой стороны - изображение петуха и "звезды".






На другом боку на "лилии" также изображён петух.










Рядом с большим углублением на верхней гране имеется и ещё одно, отделённое от него, меньшего размера.




Как видно на фото, камень был повреждён при проведении строительных работ. Изображение креста, лилий и виноградной лозы сравнивают с христианской символикой, в то время как изображение петуха и "звезды" на другой стороне очевидно восходит к языческой символике. Автор единственной статьи об этом камне, В. Куш, видит в этом камне славняский языческий алтарь (верхние углубления по его мнению - для жертвоприношений петухов), на котором для "освящения" с другой стороны были выбиты уже христианские символы (крест и лоза). Возможно, камень связан с самыми первыми попытками христианизации поморян и знаменитой миссией Отто Бамбергского.

О языческой природе камня говорит и само место находки - под фундаментом наиболее древней части церкви. Встраивание бывших языческих святынь в ранние христианские церкви, как и строительство церквей на месте капищ - очень частое явление в восточной Германии. Таким образом, похоже, мы имеем дело просто с уникальной находкой.

Также обращает на себя внимание и то, что камень этот практически идентичен камню из Штольпе, хранящемуся сейчас в музее Штральзунда. Подробнее об этом камне уже было тут.





И конструкция, и материал и изображение и стиль практически идентичны. Единственные отличия - штольпиский камень поменьше и имеет изображение только на одной стороне. Расстояние от Крина до Штольпе - не более 10 км по прямой.

Напомню также и про бронзонзовую плиту, найденную в Прильвице и считаемую подделкой, но изображением также очень похожую на эти 2 подлинных камня.



Конечно, первый "кандидат" в авторы этой плиты - Г. Шпонхольц, считающийся фальсификатором прильвицких бронзовых идолов. Правда, не совсем понятно, зачем ему было закапывать эту плиту и "не находить" её потом самому же. Если принять, что прильвицкие фигурки он изготавливал, закапывал, "находил" и продавал со вполне понятной целью, то мотив с плитой остаётся не ясен. Интересно также, что подобные мотивы можно встретить и среди рисунков в его дневнике.




С другой стороны, в его коллекции были и бесспорно подлинные вещи - например "германские" (точнее - дославянские) артефакты и керамика, найденные при раскопках.




И уже два подлинных славянских камня из Штольпе и Крина, кажется, не оставляют соменения - основывался Шпонхольц всёже на подленных вещах. Вот только как теперь отличить где вымысел, а где истина? Будем надеяться, новые находки помогут прояснить ситуацию.

Ещё материалы по теме:

Мекленбургские старинные купели
Каменные языческие изображения восточной Германии
Славянская каменная плита из Штольпе
Прильвитцкая бронзовая плита

язычество, поморы, мифология, камнные языческие изображения

Previous post Next post
Up