Давно уже обещанный материал.
Кроме собственно дольменов-гробниц в Мекленбурге известен и другой, гораздо более редкий и загадочный вид мегалитических сооружений - круги из больших каменных глыб, называемые по немецки Steintänze - «танцы камней».
Самый известный из них и, кажется, единственно сохранившийся по сей день, находится неподалёку от деревеньки Боитин, между городами Штернберг и Гюстров.
О нём уже упоминалось в одном из фотоотчётов, теперь же несколько подробнее о его конструкции и других подобных ему сооружениях Мекленбурга.
«Танец камней» предтавляет собой композицию из четырёх больших каменных кругов. Три из них раположены близко друг другу, а четвертый - на расстоянии 140 м к юго-востоку.
По одному из предположений, высказанных ещё в 1928 году В. Тиммом, сооружение могло быть чем-то вроде календаря. По этой версии отсчётным пунктом служил восход солнца в день зимнего солнцестояния. 28 дней месяца отсчитывались по кругам I, II и III. По кругу же IV отмечали 13 месяцев года. «Последний», 365-й день года мог быть отмечаем по камню, стоящему вне кругов.
С самой статьёй на немецком языке можно ознакомиться
тут и
тут.
Впрочем, так ли оно было или нет, сейчас уже не узнать. Археологические раскопки проводились тут в 1929 году Р. Бельцом, но сам отчёт мне найти не удалось. По не проверенной пока информации в ходе этих раскопок были обнаружены вещи и погребальные урны железного века. Интересно, что из-за этого по немецкому интернету и популярной литературе разошлась «утка» о том, что на этом месте был тинг древних германцев.
Стоит отметить также и размер этих камней - до 1,6 м. По моим снимкам его трудно определить, так что привожу фото из немецкой статьи В. Тимма 1928г. Качество там никудышное, но для общее представление составить можно.
На самом большом из камней одного из кругов имеется 13 прямоугольных отверстий, 2 из которых находятся под землёй. Предполагается, однако, что появились они уже в новое время. Камень этот в народе называется «сундуком с приданным».
Вместо археологического отчёта удалось найти интересную статью этого самого Р. Бельца, проводившего раскопки, о других схожих сооружениях в Мекленбурге, опубликованную в 1931 году в одном из краеведческих журналов. Привожу её перевод.
О «танцах камней»
Каменные круги, называемые в народе «танцами камней», в настоящее время вызывают всеобщий интерес. О самых известных - четырёх каменных кругах из Тарновского леса возле Боитина уже было сказано в отчёте за 1928/1929 гг. Дополнить же это можно следующим: неподалёку от трёх каменных кругов раньше лежали ещё два обращающих на себя внимание камня, называемых «пастухом и собакой», так как, по преданию, один заносчивый пастух, несмотря на предупреждение, обернулся и посмотрел назад через ноги и был на этом месте превращён вместе со своей собакой в камень. Предание с таким же мотивом встречаем в Шпорнице и Дамбеке (см. ниже). Оба камня были перемещены около ста лет назад и вмурованы в сарай крестьянина Гёльница в Боитине ( сообщено рабочим во время раскопок 10 июня 1929 года). Тарновские круги - не единственные в округе. Нам известно ещё четыре таких круга.
1.По другую сторону от Бютцова, в Шлеминском лесу, возле Чёрного, или Чёртова озера, ранее также было описано подобное сооружение. В сообщении 1826 года ( Freimütiges Abendblatt, S. 706) сказано: «в 15 минутах от озера, в романтической лощине высокого леса, находится жертвенный камень десяти футов длинной, середина которого, как и многих других, виденных Рефом в Кволицком поле, имела округлое углубление, а на каждой стороне имелось по глубокой бороздке, предназначенной для стекания крови. Вокруг этого камня, по кругу видно семь плоско высеченных камней, похоже, предназначенных быть сидениями жрецов или других посвящённых». Мы также посетили этот «жертвенный камень» 16 июня сего года и также нашли округлое углубление, но каменного круга, который должен был его ранее окружать, не заметили.
2.Доктор Трост (Рюн) сообщает: «В девятом охотничьем ревьере Ленвицкого леса возле Гольдберга, недалеко от так называемого «Дрёген Крогес» (название местности), возле большого Брёмерского болота, находится круг из камней, называемый «судилищем». Сейчас этот лес принадлежит к Тарновскому лесничеству, а ранее принадлежал монастырскому лесничеству Доббертина.
Каменный круг на сегодняшний день состоит из 5 больших и 4 маленьких глыб. Все глыбы были выровнены в 1917 или 1918 году, и возвышаются над землёй на высоту 80-130 см. Они образуют круг в 11 метров диаметром, созданный таким образом, что 4 маленьких камня находятся с юго-восточной стороны, а 5 больших - на северо-западе. Окружение, в котором находятся камни, представляет из себя лиственный лес возрастом около 50 лет.
В 6 метрах к востоку находятся ещё 2 больших камня. Неподалёку от них разбросаны и другие большие и маленькие камни, которые, по мнению лесника Хермана Вельциена цу Гардена, чья семья проживает здесь в третьем поколении, были подняты из земли на поверхность вследствии выкорчевывания пней лесничим Шрёдером, происходившими задолго до этого. На самом же каменном кругу пни не выкорчёвывали.
В 1917 или 1918 году Вельциен полуил от управляющего монастырским лесничеством Селига задание убрать «судилище». Это задание было исполнено пленными французкими и русскими солдатами, надзирателем над которыми был поставлен Вельциен. По рассказам Вельциена управляющий лесничеством собирался превратить «судилище» в место отдыха с круглой скамейкой ( в середине круга стояло два дуба). Потому Вельциену пришлось выровнять все камни при помощи цепей и повозок. И хотя все камне стоят в том же порядке, что и до этого, как сообщил мне Вельциен, в тех местах, где они были сдвинуты им так, чтобы расстояния между ними стали равномерными. В размере из-за этих сдвигов круг не увеличился. Бороздок на поверхности не заметил ни лесничий Зелиг, ни я, во время моего беглого осмотра.
3.Каменный круг в Клопцове.
В одной статье о Мюрице, написанной Л. Фроммом и Т. Струком, находящейся в краеведческой архиве XIV 1864 S. 36 ( оттуда же и изображение ), сообщается:
«Земельные угодья возле Больтской мельницы холмистое и довольно круто возвышается в сторону Клопцова, так что линия холмов тянется южнее озера. Угодия эти всевремя были поросшими елями. На опушке этого елового леса, к юго-востоку о Клопцова, находится древний жертвенный алтарь, так называемый «танец камней», все камни которого очень хорошо сохранились и стоят на своих исконных местах. Длинна его составляет ( с юго-востока на северо-запад ) 10 шагов, а ширина - 9. На юго-западе он возвышается над окружающей местностью на 1,5, а на северо-западе - на 3 фута. В наиболее высокой точке лежит большой камень восьми футов в окружности, в углублением на поверхности, а во внутреннем круге к нему примыкает другой маленький каменный круг из восьми камней, находящийся внутри другого круга из шестнадцати камней. Камни эти по большей части вкопаны в землю и расположены вполне равномерно, так, что к главному камню примыкают камни бОльшего размера, а самые маленькие камни лежат в юго-восточной, самой низкой стороне круга. Совершенно ясно, что они расположены таким образом, что между последними двумя маленькими камнями образуется широкий вход, ведущий через середину всего круга прямиком к главному камню. Схема всего сооружения на карте не оставляет сомнений, что тут мы имеем дело с языческий местом жертвоприношений, окружённым сидениями жрецов высшего и низшего рангов или, возможно, жрецов и избранных людей из народа.
По сообщению Коха, наместника Клопцова, каменный круг был полностью снесён Бурмистром, бывшим тогда арендатором. Сейчас на этом месте возделываемое поле ( доктор Трост Рюн).
4. «Семь камней» в Шпорнице.
28 метрами южнее железной дороги в поле находится известная, хорошо сохранившаяся группа; почва тут ровная, песчанная, граничащая с сырым лугом. Камни лежат плашмя и возвышаются над поверхностью только на 40-65 см. Семь камней образую неравномерный круг с открытой частью на юго западе. Восьмой камень находится немного западнее. Известно предание о семи стерегущих коней парнях, превратившихся в эти камни и восьмом, который окаменнел в то время, когда уходил. Подобные же сказания известы о каменных группах в Боитине и Дамбеке. У одного из камней была найдена урна бронзового века с бронзовым кольцом внутри ( Jahrb. 11 S.388). Таким образом, сооружение служило местом захоронения. Но было ли это изначальной целью сооружения, или погребение осуществилось уже позже на посвящённом чему-то другому месте - пока останется за скобками, также, как и в случае описанного выше «танца камней» в Боитине.
5. Семь камней из Дамбека возле Шверина.
Группа камней между пасторскими деревнями Дамбек и Байдендорф. «Большие камни возвышаются на многие футы над землёй; шесть из них находятся рядом друг с другом и лишь седьмой - немного поодаль». О них рассказывают такое же предание, как и о камнях из Шпорница (Niederhöfer, Mecklenburgs Volkssagen 1857 I S.229). Камни эти не сохранились и нет никаких сведений о месте их расположения и о том, когда их убрали.
Удовлетворительного толкования названию «танец камней» найдено не было.
Потому представляет интерес, как видит эту проблему один успешный и вдумчивый исследователь древности «старого стиля». Мартин Мусхард, пастор из деревни Геестедорф, возле Геестемюнде, ум. 1770, написал в 1755 году объёмный манускрипт под названием Palaeogentilismus Bremensis который в настоящее время был опубликован в ежегоднике Провинциального Музея Гановера (N.F. Band III 1928). Он сообщает на странице 29, говоря о Monumenta lapidea, то есть о мегалитических сооружениях, а именно наших «хунских могилах»:
«Из указанного выше можно заключить, что это были места жертвоприношений, куда собирались в древние времена целые деревни и жители края для жертвоприношений, танцев и пришеств...Черепки, которые можно найти внутри, это упавшие туда горшки и жертвенные чаши. Современные названия: танцевальные горы, танцы камней, танцующий камень и т.д. указывают на то, что места эти не были могилами, хотя нужно признать, что в таком же ambitu также были сжигаемы и мертвецы».
Возможно старый Мусхард был прав; в том числе и в том, что захоронения внутри каменных кругов, как то в Тарнове, являются вторичными.
R. Beltz - zu den Steintänzen, Zeitschrift des Heimatverbundes Mecklenburg, 1931
Ну и на последок - два народных предания, объясняющие появление этих камней. Бросается в глаза прежде всего их почти полная идентичность.
Семь камней в Шпорнице.
В былые времена, когда крестьяне выпускали своих лошадей пастись вечером и ночью, семи парням было поручено следить за лошадьми шпорницких крестьян. От скуки они принялись за игры. Колбасу, данную им для подкрепления, они превратили в кегли, а из хлеба наделали шаров.
Тут появился высокий человек в белом одеянии и предостерёг парней от недостойного обращения со своей едой. Однако послушался только один из них, остальные же продолжили свои игры. Тогда человек появился снова, на этот раз в чёрном одеянии, и приказал послушавшему ему парню бежать прочь что есть ног и не оборачиваться. Шестеро же непослушных парней были превращены в камни. Седьмой же, пробежав немного, неудержался и наклонившись посмотрел назад через ноги, чтобы узнать, что случилось с его друзьями. Тогда в наказание за ослушание и он был превращён в камень.
Танец камней в Боитине.
В деревне Дреец однажды проходила пышная крестьянская свадьба. Все присутствующие были веселы и довольны и празднование было в самом разгаре. Некоторые крестьяне в своей заносчивости дошли до того, что стали играть хлебом, пирогами и колбасой в кегли. Тогда на праздновании внезапно появился дух, в обличии старого мужа, и потребовал прекратить их кощунство. Но крестьяне лишь посмеялись над ним и не стали слушать. В наказание за это все присутствующие были превращены в камни большого каменного круга. Также в камень превратился и сундук с приданным невесты.
Один пастух вместе со своим псом пас неподалёку своих овец. Он видел всё, что произошло, но сам не участвовал в играх с едой. Старый муж приказал ему сейчас же убегать, вместе со своими овцами и не сметь оборачиваться назад. Пастух последовал его указанию, но когда он немного удалился от места проишествия, любопытство взяло верх. Чтобы не нарушать указание не оборачиваться он придумал нагнуться и посмотреть назад через свои ноги. Но в тот же миг и он сам и его пёс и овцы - все были также превращены в камни маленького круга.
В ночь Иванова дня (24 июня) из 13-го отверстия превращенного в камень суднука с приданным невесты свисает красная нить. Парню, у которого хватит мужества вытянуть эту нить, удастся освободить всех от заклятия; ему же достанется и сундук с пруданным.