Осмотрев гробницу Хинце, направились в Ленцен - небольшой старинный городок на Эльбе.
Едва ли сейчас его можно назвать особо красивым или чем-либо примечательным. Само интересное в нём не архитектура или прочие достопримечательности, а его история. В славянские времена крепость в Ленцене была важным стратегическим пуктом на границе балтийских славян и саксонцев.
На месте старинной крепости сейчас находятся немецкие постройки 18 века и остатки башни 14 века. Все эти разномастные строения, вместе с "крестьянским" факверковым зданием музея почему-то гордо называются "крепостью".
Теперь уже сложно представить, что именно на этом месте в 10 веке произошла одно из важнейших сражений славян с немцами - сражение на Ленцене, послужившее предпосылкой к будующей немецкой колонизации всех земель севернее Эльбы.
В музее создан специальный макет, довольно большого размера, в деталях воссоздающий ход битвы.
Сама крепость находилась прямо у берегов Эльбы. Если верить историческим хроникам, то это должна была быть территория племени линонов.
Обе сражающиеся стороны изображены на макете оловянными фигурками, правда плоскими, так что лушче всего картину рассматривать с переди. Чтобы понятно было кто есть кто:
Саксонцы изображены так,
а славяне - так.
Кажется подробнее всего битву при Ленцене описал Видукинд Корвейский в своих "деяниях саксов". Ему и предоставим слово:
После того как Генрих наложил дань на соседние народы, а именно: на ободритов 359, вильцев 360, гаволян, доленчан, чехов и ротарей - и [после того как] был установлен мир 361, ротари 362 нарушили верность и, собравшись большой толпой, пошли приступом на город по названию Валислав 363 и взяли его, захватив в плен и перебив всех его жителей, которых было бессчетное число. Когда это совершилось, все варварские народы поднялись. Они осмелились восстать вновь. Для обуздания их дерзости войско с [особой] военной защитой было вручено Бернарду 364, вся область ротарей подчинена ему, а в качестве товарища ему был придан Титмар 365; они получили приказ осадить город по названию Ленцен,
на пятый день осады прибыли лазутчики, которые сообщили, что войско варваров недалеко и что в ближайшую ночь [варвары] решили напасть на лагерь, а когда многие подтвердили то же самое, народ тоже поверил в сказанное; после того как войско собралось у палатки начальника, в тот же час по совету своего товарища начальник распорядился, чтобы в течение всей ночи все были наготове, дабы варвары не смогли неожиданно напасть на лагерь. Когда же собравшаяся толпа была распущена, в лагере стали чередоваться уныние и радость, так как одни страшились войны, другие ее желали; в зависимости от своего нрава воины колебались между надеждой и страхом.
Тем временем прошел день и наступила ночь, она была темнее, чем обычно, по воле божьей 367 и [сопровождалась] сильным ливнем, чтобы расстроить зловещий замысел варваров. И как было приказано, саксы в течение всей ночи были под оружием, а на рассвете по данному знаку и после совершения таинств воины принесли под клятвой обещание сначала вождям 368, а затем друг другу - оказывать помощь в предстоящей битве. С восходом [148] солнца 369, когда после ливня наступила ясная погода, с поднятыми знаменами они вышли из лагеря, причем военачальник, совершавший наступление на варваров, находился на передней линии.
Но небольшое число [его воинов] не могло противостоять бессчетному числу воинов [противника], поэтому он вернулся к [своему] войску и сообщил ему, что конница у варваров невелика, но пешего войска у них бесчисленное множество и что ночной ливень поставил их в такое затруднение, что, даже понуждаемые конницей, они едва ли выступят на битву.
Когда заходящее солнце осветило влажную одежду варваров и испарения поднялись до самого неба, у людей появилась надежда и вера в бога, ясный и светлый образ которого сопровождал их. По данному знаку, ободряемые военачальником, отряды войска с громкими криками ринулись на врага. Так как из - за чрезвычайной тесноты доступ к врагу оказался затруднен, с помощью оружия они стали продираться справа и слева и, отделяя каждого от его товарищей, сеяли смерть. И когда битва стала уже изнурительной, и многие как с той, так и с другой стороны погибли, а варвары все еще удерживали строй, тогда военачальник и приказал своему помощнику, чтобы тот со [своим] отрядом пришел ему на помощь.
Тот послал тогда на край [расположения] вражеского [войска] начальника во главе пятидесяти вооруженных [всадников], чем привел в расстройство ряды [неприятеля]; в течение всего дня враги или подвергались истреблению, или обращались в бегство, и так как их убивали повсюду, то они пытались спастись бегством в соседний город. И поскольку помощник военачальника им в этом воспрепятствовал, то они стали бросаться в находившееся поблизости озеро, и произошло так, что все это громадное множество [врагов] было истреблено мечом или утонуло в море. Из пеших не осталось в живых никого, из конных уцелели лишь очень немногие, а битва завершилась поражением всего вражеского войска.
Между тем поднялось великое ликование по случаю одержанной победы, и в то время как все [воины] вместе восхваляли вождей, каждый из них в то же время превозносил другого, даже трусливого, как обычно бывает при таких счастливых обстоятельствах. На следующий день [победители] направили знамена к упомянутому городу, горожане же сложили оружие и просили только о сохранении жизни, что и получили. Им было приказано безоружными выйти из города; однако слуги, все деньги, жены, дети и имущество короля варваров стали добычей [победителей] 370
В этом сражении из наших погибли двое Лютариев 371 и некоторые другие знатные 372. Итак, военачальник с помощником и другими начальниками вернулись победителями в Саксонию. Король принял их с почетом и воздал им достойную похвалу, ибо они, располагая малым войском, благодаря покровительству божьему одержали славную победу. Ибо были такие, которые [149] говорили, что варваров погибло 200 000. На следующий день все пленные, как им и предвещали, были обезглавлены 373.
Нельзя не отметить с каким пафосом Видукинд описывает победу немцев, полностью оправдывая и одобряя уничтожение целого города и гибели - увода в рабство великого множества людей. Он преподносит взятие Ленцена как акт возмездия от "дерзкого восстания" и "нарушения установленого мира" объединившимися славянскими войсками. Историю, как известно, пишет победитель, но справедливости ради стоит всёже напомнить о причинах "вероломного нарушения мира" и о "благоразумных поступках" короля Генриха:
Итак, как благоразумно поступал король Генрих в деле укрепления отечества и покорения варварских народов 337, после того как он получил от венгров мир на девять лет, рассказывать [об этом] выше наших сил, хотя и умалчивать никоим образом не следует. Прежде всего 338 он отобрал каждого девятого из числа военных поселенцев 339 и поселил их в городах с тем, чтобы каждый из них выстроил за остальных своих сотоварищей 340 по восемь домов 341, собирал и сохранял третью часть всего урожая 342, а остальные восемь [поселян] чтобы [тем временем] сеяли и собирали урожай для девятого и сохраняли его в своих определенных местах. [Генрих] пожелал, чтобы все 343 собрания , соборы, а также пиршества устраивались в городах; над строительством [городов жители] должны были трудиться день и ночь 344, поскольку им в течение мира следовало изведать то, что они должны были делать в случае необходимости против врага и чтобы вне городов [147] находились только незначительные строения, или чтобы их совсем не было 345. И после того как [Генрих] приучил [своих] жителей к такому положению и порядку, он внезапно обрушился на [тех] славян, которые называются гаволянами 346, и, измучив их многими сражениями, разбил, наконец, во время лютой зимы на льду лагерь, овладел городом по названию Бранибор, [добившись этого] с помощью голода, оружия и холода. Овладев вслед за этим городом всей областью, он отправился походом против земли доленчан 347, войну с которой завещал ему когда - то его отец; осадив город по названию Гана 348, он взял его, наконец, на двадцатый день. Добыча, захваченная в городе, была роздана воинам, все взрослые были убиты, женщины и дети отданы в рабство. Таким образом, взятие славянами саксонского города Васлебен, якобы послужившего поводом для похода на Ленцен, было всего лишь ответом на опустошение земель гаволян и гломачей, поголовного уничтожения мужского населения городов и увода женщин и детей в рабство. Что для монаха Видукинда виделось ни как не иначе чем "благочествым и благоразумным" деянием немекого короля, заслуживающим прославления.
Такие моменты в хрониках отлично показывают всю предвзятость и однобокость подачи сведений, касающихся славянской истории средневековыми хронистами, а также и просто любопытно демонстрируют нравы и настроения, бытовавшие среди христианской немецкой элиты.
В остальном же музей малоинтересен. Приехали сюда в надежде посмотреть славянскую экспозицию, но она, как оказалось ещё не открылась. Хотя планы по её созданию были неплохие. Дело в том, что при ремотных работах в погребе ленценской башни в 90-х случайно было обнаружено, что башня, как и весь этот странноватый "замок" стоят прямо на остатках той самой славянской крепости, в которй происходило сражение. В 2001 прямо внутри башни проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено множество славянских артефактов хорошей сохранности. Украшения, обувь, мечи, деревянные щиты - из-за сырости почвы сохранность подобные редкости тут хорошо сохранились. Славянские слои находились на глубине 2-9 м. и вроде как было принято решение устроить музей прямо под землёй на месте находок. А попасть в него можно будет на стеклянном лифте, показывающем во время спуска все археологические слои и остатки деревянных укреплений. Вобщем лифт в события 1000-летней давности.
К сожалению, проект так до сих пор и не закончили, так что пришлось довольствоваться макетом-панорамой и ещё кое-какими более древними находками из окрестностей.
Часть фибулы железного века.
Бритва железного века.
Керамика эпохи бронзы.
Отлично сохранившая домовая урна железного века.
Ожерелье эпохи бронзы.
Кольцевидный браслет эпохи бронзы.
Бритва эпохи бронзы.
Бронзовые мечи.
А этот кувшин с грудями, относящийся к эпохи бронзы - ведь лужицкая культура, или я путаю? Для лужицкой культуры вроде слишком далеко на север и запад, но с другой стороны - как похоже!
С башни открывается панорама на вечерний город
и Эльбу, которая в этом месте более напоминает ручей, чем одну из главных судоводных водяных артерий Германии.