Святыни лужицких сербов. Город Перуна, Гора Чернобога и языческие колокола.

Mar 18, 2012 19:16







Немного южнее Дрездена находится небольшой городок Пирна. Сам по себе мало чем примечательный, кроме своего интересного названия. Этимология этого слова остаётся не выясненной. Вот как выдглядит эволюция формы его названия:

1233 : Perne

1239 : Pyrne

1269 : Pirne

1292 : Perna

1292 : Pirnis

1296 : Pirn

1298 : Pyrn

1317 : Pirna

1377 : Pierna

1418 : Birn

1461 : Pirnen

1516 : Pirn

1547 : Birnen

1548 : Pyrna

1791 : Pirna

На гербе города изображено грушевое дерево ( по немецки бирне - груша), но это, очевидно, позднейшее осмысление немцами славянского названия. По другим версиям название Перна происходит от западно-славянского «(на) пернем» - (на) твёрдом ( камне, скале, горе...) или от некого славянского «пир», обозначающего тлеющую золу, и, следовательно, поселение  на месте расчищенного-выжженого леса, либо культовое место с горящим огнём. А по-моему, так и от Перуна вполне могло произойти, тем более, что города имя которых восходит к имени Громовержца в Германии известны. Сам городок, надо сказать, довольно симпатичен, расположен у подножия Рудных гор.




Хотя, за неимением других исторических свидетельств с полной уверенностью говорить о городе Перуна всёже нельзя.

Раз уж речь зашла о Громовержце, стоит вспомнить и ещё одну любопытную историю из книги Георга Теофора Грэзе «Sagenschatz der Königreich Sachsen» со ссылкой на Ангело Рокка (16 в.)

«Высоко над священной основой ( землёй ) на красноватой гранитной скале расположена древняя деревенька священников Чайла ( Zscheila ), неподалёку от Майсена. Здесь святой Бенно основал церковь, посвящённую святому Георгию, и установил, при крещении пожалованного сюда колокола, область, которую этот колокол должен был защищать от молнии. И действительно, она (молния) до сего дня не трогала эту область.»

Весьма и весьма интересно! Значит, колокол мог защитить от молнии. Но, что это был за колокол, откуда он был сюда «пожалован» - направлен и для чего его понадобилось крестить? Не о тех ли самых языческих колоколах идёт речь, о которых сохранилось так много свидетельств в фольклоре? Тогда стало бы яснa и причина крещения колокола и почему он защищал от грозы. История о подобном нехристианском колоколе содержится в том же источнике:

«О большом колоколе в горном городке Гейер, который раньше висел в старой четырёхугольной башне церкви, предание рассказывает, что он был выкопан свиньёй на горе Гейер, из земли глубиной в несколько локтей, и вывешен обрадованными такой находкой горожанами. Колокол этот однако обрёл полное и чистое звучание не ранее, чем был освящён попом для святых целей...»

В этом случае, как видно, найденный местными жителями ( а может и сохранённый ) языческий древний колокол, который потом представлял особую гордость, понадобилось, чтобы добиться желаемого его действия, сначала так же «перевести» в христианскую религию - освятить, покрестить.




Недалеко от Пирны, в Рудных же горах расположены и знаменитые горы Чернобог и Белобог, как предпологается, бывшие в древности языческими святынями лужицких сербов.



гора Чернобог

Что касается горы Белобог, то считается, что такое имя было придумано уже в более поздние времена, так как в ранних картах и источниках никакого Белобога не упоминается. А вот Чернобог у западных славян был известен совершенно определённо. Кроме сообщения Гельмольда из Босау, о нём сохранились и народные предания. В уже упоминавшемся ранее источнике содержится 2 легенды о Чернобоге:

Фиалка Чернобога.

Когда страна вендов была ещё погружена в языческое суеверие, сорбы почитали божка Чернобога, от которого получила своё название гора, потому что он жил здесь в своём роскошном замке. У него была любимая дочь, которую он ценил превыше всех своих богатств. Когда же христианство распространило свой свет на эту местность, он понял, что его владениям в этом мире пришёл конец, и когда крест в первый раз засиял на горе, Божок превратился в камень, а с ним и его гордый замок. Дочька же его превратилась в фиалку. Каждые 100, в вальпургиеву ночь, дева просыпается к жизни, и кому посчастливиться в этот момент сорвать фиалку, тот и получит прекрасную деву со всеми сокровищами её отца.

Крайне интересная информация. Похоже, это действительно народне предание, а не домысел автора, так как паралелли с другими славянскими мифами просто на лицо.  Похоже это и на легенду о Сванвите и её отце короле, охраняющим свои сокровища под землёй. Так же сокровище и принцессу можно добыть лишь в ночь на Купалу. Так же как и у восточных славян цветок (правда не папоротника, а фиалки) помогает добыть подземный клад. И вот что ещё интересно. В рюгенской сказке имеется указание на Свантевита ( имя Сванвите, небесный всадник на белом коне), а Свантевит был если не тождественен, то очень похож на восточно-славянского Перуна. Само имя Свантевит, очевидно, тождественно Белобогу. Но при всём при том старый король сидит на своих сокровищах под землёй и выглядит как мертвец. А это сближает его как раз с Чернобогом, Велесом и Флинсом. Уж не приходим ли мы тут к мифологическому сюжету о том, что Перун-Белобог-воин был сыном старого Чернобога-Велеса-короля? У балтов Пиколс так же изображался старцем-жрецом( с длинной бородой), а Перкунас - мужчиной средних лет, с усами-признаком воина. В сказке о Сванвите старик король сидит на своих сокровищах в подземелье, в то время, пока его сын молодой король-воин сражается с осаждающими замок врагами. Позже сына старого короля будут видеть скачущим по небу над крепостью в доспехах на белом коне. Чем не пара Белобог - Чернобог, Велес - Перун?

Фиалка в этом мифе так же чрезвычайно интересна. Как известно, южные славяне называли цветок ириса - Перуникой.  И цветок то этот довольно похож на фиалку.


        

Перуника                                                                                                                Фиалка

Стоит обратить внимание и на другую легенду о горе Чернобог:

Чёртово окно на горе Чернобог.

На свободном месте западного склона горы, на кромке хвойного леса можно заметить начало скалы, которая имеет в верхней части круглое отверстие, называемое Чёртовой дырой или Чёртовым окном. Из этого отверстия по преданиям ещё в наши дни прослальзывают маленькие Кобольды, которые охраняют бесчисленные сокровища в подземелье, из за чего это место называют каморкой Кобольдов. Одной женщине, собиравшей со своим ребёнком лесные ягоды на этой горе, предоставилась возможность попасть в подземелье. Она посадила своего ребёнка на пол пещеры а сама стала поспешно собирать сокровища. Ужасный гром потряс землю и вынес напуганную женщину наружу. Но когда же она обернулась, пещера скрылась, так что нельзя было больше найти в неё вход.  Бедная мать лежала на своих сокровищах, необращая внимания на их ценность, так как потеряла своего ребёнка. Но черес год, в тот же самый день, она снова пришла к чёртову окну. Подземелье открылось и она увидела своё дитя играющим на полу. Сокровища блестели и искрились, но она видела только лишь своего ребёнка и вырвала его с быстротой молнии у подземных сил.



Чёртово окно на горе Чернобог.

Снова встречаем тот же самый сюжет, что и в рюгенской сказке о Сванвите: подземные сокровища, которые можно получить только в полдень или полночь Иваного дня ( здесь день не указан, но это должен был быть именно он ). Однако, если нарушить правило и обернуться, то человек сам становится пленником подземелья с сокровищами. Освободиться можно только через год, в тот же самый день. Всё это прекрасно изестно и у других славян. Интересена здесь связь с Чернобогом (горой) и громом ( Перуном ).

Как бы там ни было, связь Чернобога с Перуном прослеживается довольно чётко, так что можно предположить, что именно Перун и был тем самым, не названным Гельмольдом добрым Богом, почитавшимся вместе с Чернобогом.

язычество, предания, святыни, лужицкие сербы

Previous post Next post
Up