Человеческие жертвоприношения на Арконе.

Jan 28, 2012 19:54



Как то наткнулся на просторах ЖЖ на обсуждение человеческих жертвоприношений у балтийских славян. По поводу их датировки высказывались различные предположения. Хотел было привести ссылку на обсуждение, но не нашёл её во второй раз. Внесу и свои 5 копеек.

Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий.

Итак, Гельмольд из Босау утверждает, что Святовиту посвящались ежегодные человеческие жертвоприношения. В ходе археологических раскопок на Арконе были найдены измельчённые человеческие кости, это подтверждающие. По Гельмольду, такие жертвы определялась путём жребия.  В этой связи нельзя не вспомнить, описываемое в ПВЛ, совершённое в Киеве принесение в жертву Перуну человека, так же определяемого путём жеребьёвки.

Возможно, в вопросе датировки такого ежегодного жертвоприношения помогут данные И. Шмидт из исследования фольклора Рюгена ( I. Schmidt: Götter, Mythen und Bräuche von der Insel Rügen, 2002 ). Оказывается, очень интересное поверье бытовало среди рюгенских рыбаков. Они считали, что в Иванов день (24 июня) море требует себе жертву, и рыбаку, упавшему в этот день за борт в море, его коллеги не помогали выбраться обратно. Этот обычай не идёт ни в какое сравнение с другими «мирными» суевериями. Речь шла всё-таки о жизни и смерти человека, в котором нуждалась община. Автор исследования вполне обосновано полагает, что это поверье восходит бытовавшим ранее человеческим жертвоприношениям.




А теперь, помня сообщение Гельмольда о ежегодных человеческих жертвоприношениях Святовиту, определяемых жребием, и поверье рюгенских рыбаков, о требуемых морем, человеческих жертвах, перечитаем былину о новгородском купце Садко:

А й как все на синем мори стоят да черны карабли,
А волной-то бьет, паруса-то рвет,
А й как все ломат черны карабли,-
А й все с места нейдут да черны карабли.
А й как тут говорил Садке - купец богатый новгородскиий
А своей как дружинушки он хоробрыи:
- Ай же ты, любезная как дружинушка да хоробрая!
А видно, Морской-то царь требуе как живой головы у нас в синё море.
Ай же ты, дружина хоробрая!
А й возьмите-тко уж как делайте
А й да жеребья да себе волжаны .
А й как всяк свои имена вы пишите на жеребьи,
А спущайте жеребья на синё море;
А я сделаю себе-то я жеребей на красное-то на золото.
А й как спустим жеребья топерь мы на сине море,
А й как чей у нас жеребей топерь да ко дну пойдет,
А тому итти как у нас да в синё море.-,

Ничего не напоминает? О связи Новгорода с балтийскими славянами, думаю, говорить излишне. А вот что интересно: что именно ломало волной корабли и рвало им ветром паруса? Не гроза ли?

Налицо противоречие с русской традицией. Во-первых, Иванов день - это не день Перуна, а во-вторых, на Ивана Купалу на Руси как раз купались, заходили в воду, а не избегали этого.

Однако, для балтийских славян, жертвоприношение на летнее солнцестояние вполне логично. В фольклоре потомков балтийских славян этот день играет самую важную роль. Именно в этот день происходят чудесные вещи: можно встретиться с предками; заглянуть в небо, встав на перекрёстке дорог; земля раскрывается в этот день и открывая клады и показывая подземные города; в этот день из под земли и воды звучат колокола подземных ( подводных ) церквей и так далее. Т.е. день этот совершенно особенный, хотя праздновалось и множество других нехристианских праздников. А если посмотреть на общеславянские атрибуты празднования этого дня, то мы найдём тут:

ритуальный огонь (костёр)
солнце ( сам день - солнцеворот)
растительность и цветы (венки), символизирующие плодородящую силу природы
ритуальные гадания ( на Арконе скорее всего проводившиеся жрецом Святовита, с помощью священного белого коня ).
некую связь с водой

Очень любопытно сравнить эти атрибуты с их «хозяевами» среди восточнославянских Богов :
огонь - Сварожич - Перун
солнце - Хорс-Дажьбог
цветы и трава - Ярило
гадание-судьба - Макошь
открывающийся подземный мир и богатство- Велес.

Да ведь перед нами весь верховный русский «пантеон», нехватает только Стрибога! В свете средневековых сообщений о том, что у славян был верховный всевышний Бог, очевидно включающий в себя все образы других Богов, а так же сообщений о том, что Арконский Святовит - главный Бог всех славян, ничего удивительного в том, что главным праздником на Арконе было летнее солнцестояние, день, когда проявляются сразу все Боги, составляющие Верховного Владыку. Кульминацией главного праздника года, праздника Верховного Бога, вполне логично могло быть человеческое жертвоприношение. Совсем не потому, что Бог такой кровожадный, а скорее всего исходя из общего индоевропейского мифа о том, что верховное Божество принесло само себя в жертву и из частей его тела был создан мир. Такой обычай - повторение создания мира, а не садистские пристрастия наших предков. Кости людей найдены на Арконе раздробленными на части. Немецкие учёные не придумали ничего умнее, чем заявить, что принесённых в жертву людей ели. А не разделывали ли тело жертвы на части по подобию сотворения мира из частей тела Высшего Божества? Интересно, что лужицкие сербы до сих пор справляют Иванов день, наряжая в особый костюм из зелени и цветов одного человека, которого они именуют «Иваном». Не к тому ли самому ритуалу это восходит?

Кстате, о связи Перуна с летним солнцестоянием, возможно, говорит и то, что особую роль в этот день играл цветок папоротника. А папоротник, по некоторым сведения - Перунов цвет.




жертвоприношения, Аркона

Previous post Next post
Up