Leave a comment

aloslum October 3 2015, 17:59:03 UTC
К слову, чуть выше у А. Фаминцына не только приводится предложенная выше svatapolk'ом этимология, но и без петушков не обходится:

Генниля естественно сравнивают с богом-покровителем пастухов литвинов, называемым «Гониглис», тем более, что, по преданию, и лужицкие сербы в старину называли Генниля сходным именем: Гонидло (Honidio). 1 Все эти названия, вероятно, находятся в связи со словами: гнать, погонщик, honiti (чеш.), gonie (польс.), гончин (серб. = погонщик стад) и т. п. Рассказ Титмара, относящийся к 1017 году, представляет большое сходство с преданием, записанным Куном (Kuhn. Mark. Sagen, 330). Старый лесничий из Зебена, близ Зальцведеля, рассказывал, что в названной местности, в старину, в известный день в году, соблюдался следующий обычай: из общественного леса привозили дерево, ставили его в селении и плясали вокруг него, восклицая: «Генниль, Генниль, б д и!» 2 Этот рассказ в свою очередь напоминает сходный обычай, соблюдавшийся во всем Древенском округе (Drawan, в Ганнов.) в прошедшем столетии: в праздник Благовещения (т. е. в один из главнейших весенних праздников) толпой отправлялись в лес, выбирали дерево и рубили его, в чем принимали участие все домохозяева селения. Срубленное дерево клали на повозку, покрывали платьем и везли в селение; здесь, прикрепив на его вершину крест, воздвигали его на месте, где стояло до того прошлогоднее дерево. По укреплению дерева, так чтобы можно было взобраться на его вершину, сельский староста, при громких кликах толпы, взлезал на дерево и насаживал на крест железного петуха. Предводительствуемые сельским старостой, поселяне сначала бегали кругом дерева, затем плясали, потом староста брал в руки большую зажженную свечу и стакан пива и, обходя кругом собранного деревенского стада, окроплял его пивом и благословлял, причем произносил какие-то слова на вендском языке, которых автор, описавший обряд, к сожалению, не сообщил. В день поставления дерева, которое, по
198
укрепленным на его вершине кресту и петуху, называлось крестовым или петушьим, в Бюлиге и во всем Древене окроплялись пивом или водкой дома, конюшни и скотные дворы, кухни, погреба, клети и покои, - все это делалось с целью отстранения в будущем от скота всяких невзгод. В приходе по имени Предел (Predohl) гоняли скот кругом дерева, для того чтобы он в предстоящем году хорошо плодился, также обходили кругом дерева с зажженной свечой, произнося известные изречения на вендском языке. Затем следовали пирование и выпивка. Дерево оставалось на месте до будущего года.
-------
1 Frencel. De Dus Sorab. 207.
2 Grimm. Deut. Myth. 625.

вот здесь текст книги целиком, удобно искать
http://old-earth.narod.ru/lib/slav/Famincyn_Bozhestva_drevnih_slavyan.htm

ПС: Андрей, сегодня наконец получил вашу книгу, начал читать )

Reply

smelding October 3 2015, 19:42:36 UTC
а вот когда мы будем иметь удовольствие читать В а ш у книгу, сударь?
(прошу прощения у хозяина страницы)

Reply

aloslum October 4 2015, 18:09:08 UTC
Честно говоря, года два назад это представлялось более вероятным, чем сейчас (речь собственно о написании)

Reply

smelding October 4 2015, 20:19:25 UTC
для чего же так?

Reply

nap1000 October 10 2015, 10:36:37 UTC
Вот оно что. Оказывается первым о Гонидле писал уже Френцель. Спасибо за дополнение.

Если у Вас найдётся, что заметить по книге - положительного, отрицательного или других возникших мыслей и идей, был бы Вам очень признателен. Мне бы это немало помогло.

Reply


Leave a comment

Up