Leave a comment

angon_kuning March 23 2015, 13:50:36 UTC
Вот это действительно интересная информация!

Но раз уж речь зашла об именах - насколько мы можем быть уверены в христианском происхождении имен Илья и Иван, без учета влияния древнего языческого именослова? Например, Илиас или Илигаст из германских сказщаний, или былинный вариант имени Ильи Муромца - Илей. Насколько можно быть уверенным, что это именно христианское имя, тем более что речь идет про времена Теодориха и Атиллы? То же самое и с Иваном - есть Иван-озеро, из которого вытекает Дон (можно сравнить со скандинавским названием Дона - Ванаквисль, например).

Хотя, разумеется, это темя для отдельной статьи и не стоит еще и ее добавлять в эту сложную тему, но в комментариях можно поразмышлять.

Reply

nap1000 March 24 2015, 18:05:43 UTC
Ну, справедливости ради, до крещения Иваны у славян не известны. А после крещения - только у тех, кто принял греческий обряд. Возможно, при этом было и какое-то более древнее славянское фонетически схожее имя, что способствовало как лёгкости принятия библейского, так и популярности.

Reply

ortnit March 26 2015, 14:24:21 UTC
Разве? Припоминаются мне Иоанны среди мекленбургской и рюгенской знати. Ошибаюсь?

Reply

nap1000 March 26 2015, 15:43:43 UTC
Йоханны среди рюгенской знати (потомки Яромара?) не припоминаются мне. У ободритов они известны в позднем средневековье, что я и отметил в конце статьи. Возможно, я не совсем понял, к чему конкретно относился вопрос разве.

Reply

samolog March 25 2015, 18:06:35 UTC
Можете ссылку кинуть на форму "Илей"? Тема очень любопытная.

Reply

angon_kuning March 26 2015, 00:24:32 UTC
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bpu/BPU-0492.HTM , например. Вариант Илейка (Илейко), уменьшительный от Илей, еще шире распространен.

Reply

samolog March 26 2015, 18:32:59 UTC
Да, любопытно. А не может такого быть, что на Руси раньше Илей было уменьшительной формой от Илья? Хотя, мне самому ближе вариант Илиаса фон Рузицена или Ильи Моравца.

Reply

angon_kuning March 27 2015, 04:12:58 UTC
Илей, безусловно, рассматривался в качестве формы имени Илья после крещения. Но совсем не обязательно, что Илей происходит от Илья. Например, имя Якун, известное до крещения, позднее рассматривалось как форма имени Яков.
А учитывая имя Илигаст, я бы скорее предположил о формировании имени Илей путем сокращения этого имени.

Reply

samolog March 27 2015, 08:11:01 UTC
Да, возможно. А Илигаст откуда?

Reply

angon_kuning March 27 2015, 13:17:39 UTC
http://norse.ulver.com/src/forn/thidrek/persons.html
Отсюда.
Тут, к сожалению, указано только то, что это "немецкие поэмы". Какая конкретно имеется в виду - не знаю. Если этот вопрос интересует, можно спросить у http://stridmann.livejournal.com/.

Reply

samolog March 27 2015, 13:30:55 UTC
Да, любопытная таблица. Илигаст, конечно, вполне западнославянское (балтийское) имя. Спасибо!

Reply

aloslum March 28 2015, 15:18:29 UTC
Ильяс фон Рюзен, дядя и наставник Ортнита Гардского, упоминается в поэме «Ортнит».
В самых ранних рукописях (13 века?) его имя пишется как Yljas и Elyas. Позднее Illias (в Дрезденской Книге героев (Heldenbuch), 1472), а также Helias и Elias. Форма Eligas и Elegast встречается в Страсбургской Книге героев (1483).

Reply

angon_kuning March 28 2015, 19:59:56 UTC
То есть форма Илигаст (Элегаст?) поздняя? Ну, тут сложный вопрос, насколько это может сохранять исконные версии - в поздних русских летописях тоже много интересного есть.

Но все-таки Elegast - это не Илигаст из таблицы, насколько я понимаю. Не могли ли составители на какой-то другой источник опираться?

В любом случае, если принимать версию Смельдинга о том, что времена былин - это около 5 века н.э., то Илья Муромец не мог изначально носить такое имя. Вариант Илегаст, который дает в сокращениии Илей, а потом Илья (как Саксон стал Самсоном, а Лех - Алешей) кажется мне наиболее вероятным.

Reply

aloslum March 29 2015, 23:03:39 UTC
Как написал один из авторов таблицы, эту форму он привёл по памяти без точной проверки ( ... )

Reply


Leave a comment

Up