Немного О Кубизме

Oct 22, 2016 15:33

В Краснодаре прошла выставка работ Пабло Пикассо. В небольшом зале были представлены 60 работ из частных коллекций Германии, Бельгии и Франции. При этом работы представляют все основные периоды творчества автора и очень интересно на их примере пронаблюдать путь развития художника.
Я никогда не была большим любителем кубизма, но в последнее время произошли некоторые события, которые заставили меня изменить это мнение. Если бы пару лет назад мне кто-то сказал, что я буду с воодушевлением рассказывать людям о том, чем же кубизм и авангард так круты, "расшифровывать" смысл произведений, я бы по крайней мере очень удивилась.



В ХХ веке произошла сильная революция в искусстве и культуре в целом. Появилось много нового, о чём раньше невозможно было даже подумать: джаз и импровизация в музыке, фотография стала заменять живопись - у живописцев отпадала необходимость реалистично фиксировать окружающую действительность, потому что это можно сделать при помощи фотографии. Появилось больше свободы. Художники стали искать новые пути и через импрессионизм (передача ощущения) и экспрессионизм пришли постепенно к кубизму.
В то же время, достижения в науке подтолкнули к идее о том, что всё в природе подчинено законам математики и геометрии, что нашло отражение в направлении кубизма.


В кубизме важную роль играет построение композиции. Если в академической живописи в основе композиции лежит равновесие пятен определённых масс (не важно какой формы бутылка в натюрморте, в композиции важно её пятно в определённом месте на листе. А может это и не бутылка, а кувшин вообще?), то в кубизме играет роль непосредственно форма самого объекта. Например, если заменить прямоугольную форму на округлую, то это сильно повлияет на композицию и изменит ощущение от неё, изменит смысл.


Например, голова женщины (сверху) или голова лошади (снизу) из узнаваемой привычной формы начинают трансвормироваться в некий знак. Расплываются границы реалистического изображения в угоду построения композиции на основе геометрической интерпритации.
На многих эскизах, представленных на выставке, не трудно проследить как одна и та же форма менялась из эскиза в эскиз, превращаясь из легко читаемой, иллюстративной в совершенную абстракцию.





Вот, например, натюрморт со скрипкой. Скрипка на столе, заваленном нотами и бумагой. Творческий поиск, а может даже некоторый кризис музыканта.




искусство, графика, история искусства

Previous post Next post
Up