Sep 24, 2006 09:24
Посмотрела второй раз нашу экранизацию Булгакова «Мастер и Маргарита», на этот раз с DVD, без назойливой рекламы, и пришли в голову кое-какие мысли. Раньше как-то не задумывалась, а ведь Мастер, в сущности, трусливый и слабый человек. Маргарита его все время жалеет «бедный мой, как тебя измучили», а на самом деле его никто и не мучил. Мастер - человек, который совершенно неприспособлен к жизни, он боится ее, бежит от нее. Затеяв роман о Пилате Понтийском в разгар борьбы с мракобесием и поповщиной, когда почти всех священнослужителей расстреливали без лишних разговоров, разве он не предполагал, какой резонанс вызовет его роман? Вроде не дурак, должен был бы догадываться. И еще, стоило лишь появиться паре разгромных статей в газетах, и он уже сломлен. Это даже не мастер, это просто трус. Некоторым людям, как Георгий Жженов, пришлось пройти лагеря, они на собственной шкуре испытали все прелести советского концлагеря, вот уж кого и в самом деле ломали и мучили. Однако они не сломались. Ешуа недаром сказал Понтию Пилату, что самый страшный грех - это трусость. Мастер - трус. Вот почему Ешуа просил Воланда забрать Мастера и даровать ему покой. Прийти к Богу, Мастер оказался недостоин. Он породил на свет прекрасное произведение, собственное детище, которое было даровано ему свыше. Он описал события именно так, как они случились на самом деле, и в этом проглядывается Божественное озарение. А он этого так и не понял. И его выигрыш, и наитие были даром, который Мастер предал собственной трусостью. И тот покой, который даровал ему Воланд - это не благословенный рай, к которому Мастер стремился, а ад. Нормальный человек не может жить в неизменном мире, для него это смерти подобно, единственный выход, если Мастер каждый новый день будет проживать, как единственный, забывая о том, что делал вчера. Но это уже истинное наказание. Вообще-то, если честно, при всей своей шутливости Коровьева и кота Бегемота, эти два братца весьма мудры. Они прокляты и прекрасно знают, что никогда не получат прощения. Они на веки вечные обречены оставаться с Воландом в царстве тьмы, и все же в короткие минуты своего воплощения они наслаждаются жизнью, они радуются, точно дети. И именно в этом заключается мудрость житейского и глобального масштаба. Они мертвы, но живут. А Мастер хоть и жив, но не живет, а все время медленно умирает. Вот такие выводы.