О чуде и невыразимости естественного состояния дзогчен

Aug 15, 2022 22:11



Учитель Вайрочана говорит, что великое чудо нетрудно, и это означает, что непоколебимое пребывание в подлинном состоянии - это чудо.

Что касается качеств и способностей будд, то все они известны как волшебные иллюзии, - но, облечённые в понятия, они становятся препятствием.

С другой стороны, если положиться на нерассудочную праджню, возникает светоч мудрости, и таким образом в силу понимания подлинного состояния иллюзорный мир очищается и проявляется как волшебная иллюзия, в то время как всё, что проявляется как удовольствие и боль, предстаёт как метод, обнаруживающий окончательное состояние. По этой причине сказано: "Благодаря тонкому пониманию подлинного состояния немедленно возникают из себя самого". «Тонкий» здесь относится не к постигаемому объекту, а к природе пространства.

Медитация - это расслабление без поиска в дхармате, которая не проявляется зримо. Если искать естественное состояние или что-то в нём, естественное состояние никогда не проявится.

Учитель Вайрочана говорит, что дхармата, изначально невыразимая, не обладает ни природой первичной причины, ни природой вторичного условия. По этой причине она не проявляется зримым образом. Как следствие, прилагать усилие к действиям, связанным с явлениями, запредельными действию, - значит блуждать в бесконечном океане великого страдания, который столь трудно пересечь. Поэтому тот, кто пребывает в подлинном состоянии бытия, расслабляется в знании того, что всё является украшением равенства и неизменно находится в энергии проявления Самантабхадры: это великая медитация.

Что касается того, если искать его или что-то в нём, естественное состояние никогда не проявится, то «его» относится к естественному состоянию. Прилагать усилия к его поиску как того или иного - всё равно что возводить дом в небе, а поскольку это значит ошибаться, то сказано, что естественное состояние никогда не проявится.

О том, как дхармата неизъяснима, великий учитель Вайрочана говорит, что эта в высшей степени тайная реальность запредельна любым представлениям, она не обладает собственной природой. Превосходя все характеристики, она не является объектом, который может быть установлен при помощи логики. Таким образом, невыразимая, она не понимается обычными людьми и по этой причине является полностью тайной.

Подобным образом, превосходя все буквы слов, она пребывает в виде дхарматы и подобна открытому пространству. По этой причине она не существует как «я» и «другие». Таким образом, поскольку нет причины, чтобы быть объяснённой, и силы, чтобы быть услышанной, то сказано:

Не воспринять слухом
И не выразить речью,
Даже в самой малости.

Из комментариев переводчика Вайрочаны к тантре дзогчен "Дордже семпа намкаче" ("Великое пространство Ваджрасаттвы")

понимание, комментарии, дзогчен, Вайрочана

Previous post Next post
Up