"Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль".
Потебня А. А. Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989
Из раздела о Потебне в семинаре "Внутренняя форма" (философский факультет МГУ, осенний семестр 1989), на котором разбиралась эта тема у Флоренского, Потебни, Гумбольдта, Г. Г. Шпета. Из последних выводов семинара: "Выявление внутренней формы происходило в чем в слове?.. Для Потебни слово показывало свою внутреннюю форму, как око в окне... Исследователь наивно шел за этой указкой и радовался: я увидел, я нашел. Но ведь он увидел, потому что слово ему указало... И вся так называема научная лингвистика бросается туда, куда указывает слово, изучая смыслы, денотаты, коннотации, и радуется, что так много может раскрыть в слове, "видеть" в нем... Научная наивность не задается вопросом, не водит ли ее слово за нос. Не скрывается ли существо слова как раз в этом указывании и не око - зерно слова окно, а само указывание окна на око и есть существо слова... Слово служит для отвода глаз от себя к вещам. Там, куда мы смотрим по указке слова, слова уже нет... Здесь обозначается другой, трудный подход к языку, не хоженый современной лингвистикой. На том пути мы должны будем сначала спросить, что такое с-казывание, указывание. В каком свете оно возможно, откуда происходит свет. Откуда берется то, что придает смысл указыванию, без чего указывание не имело бы смысла: выбор направления..."
...Внутренняя форма слова есть наверное знак. Слово тогда по своему существу двойное: раньше чем оно становится знаком чего угодно, оно в самом себе уже отношение, связь, знак, отсылание, стрелочка, которую потом уже, раз она есть под руками, можно повертывать в какую угодно сторону, обозначая ею всё кроме разве ее самой. Древняя шумерская идеограмма имени стрелка.
...Чувство, вступившее в отношение к самому себе. Чувство, ставшее знаком самого себя.
Как возможно такое удвоение в человеке, откуда оно, какой в нем смысл? Почему у животных чувство не удваивается, не становится парой, знаком самого себя?
...Внутренняя форма это чистое отношение, не требующее для себя никакого объективного содержания, ни собственно даже содержания вообще, потому что и ничто (молчание) может отнестись к себе. Для чистого отношения достаточно чтобы содержание, чувство, опыт, настроение, восприятие, что угодно, отсутствие "вторично участвовало" в чем? В самом себе. Чтобы вступило в "отношение" к себе. Язык, с ним мысль начинаются, когда есть одно-другое. (получается, язык как язык начинается сам в себе, и точно - смотрите следующее - Нандзед)
...Не достаточно ли в каком-то смысле одного? Достаточно. Потому что где есть одно, там само собой как-то есть и другое. Не надо "вторичного участия". Все предполагается "одним". Достаточно чтобы был не просто размытый опыт, текучее чувство, а одно, т.е. схваченное в единстве, целое, спасенное. Оно само собой не будет уже безотносительным.
(Единство - единственное состояние внутренней формы слова, иначе не возможна множественная применимость слова к какой угодно ситуации -
(Единство - единственное состояние внутренней формы слова, иначе не возможна множественная применимость слова к какой угодно ситуации - Нандзед)