Пустые формы в Калачакра-тантре

Nov 07, 2021 20:42



Есть несколько типов феноменов, которые имеют форму, но не состоят из грубых частиц или атомов. Один их класс, обсуждаемый только в системе Калачакры, - это «пустые формы». Это формы, которые пусты от атомов. Они не являются умственными измышлениями, подобно видимостям в представлениях, снах или состоянии бардо. Скорее они являются естественными отражениями сознания ясного света, возникающими при особых обстоятельствах, вне зависимости от того, функционируют какие-нибудь более грубые уровни сознания или нет. Тексты описывают их подобными образам, появляющимся в волшебном зеркале, но без какого бы то ни было зеркала.

Есть пустые формы основы, пути и плода. Цветная точка, которую мы видим после того, как отведем взгляд от яркого света, - это пример пустой формы уровня основы. Она не создана из атомов, не появляется в одном лишь воображении и видится неконцептуальным образом при открытых или закрытых глазах. На уровне пути пустые формы возникают во время йогических состояний стадии завершения, как только энергетические ветры бывают введены в центральный канал. Как следствие предшествовавшей практики мысленных представлений тончайшее сознание затем вызывает возникновение - внутри канала - тел пустой формы образа будды Калачакры, которые используются для достижения просветления. В качестве итога этой практики на уровне плода всеведущее сознание ясного света вызывает возникновение тела бесконечных пустых форм в виде Калачакры, которые используются для принесения блага другим.

Поскольку наша цель практики Калачакры - возникнуть в формах пути и плода, не созданных из атомов, нам требуется очиститься от своей инстинктивной привычки основывать те видимости, происхождение которым дает наше сознание, на атомах и частицах своих внутренних и внешних элементов. Вот причина, почему элементы являются доминантной темой в системе Калачакры и почему они играют такую заметную роль в процедуре посвящения. Некоторые разделы посвящения очищают элементы путем отсоединения ума от его привычки основывать все видимости на элементах. Таким образом, посвящение закладывает семена для нашего возникновения в просветленных пустых формах будды.

Если говорить об отличии "пустой формы" как реализации в системе Калачакра и общей Ануттара-тантре, то, по нашему мнению, просветлённая форма типа "Калачакра", в отличие от иллюзорного тела, не может быть сводима ни к одному типу субстанции даже на относительном уровне (например, к тонкой пране, кармические импульсы которой были разрушены в центральном канале "неизменным блаженством" определённым образом, причем "обычное" для общей ануттара-тантры представление о разнице между кармической праной и праной мудрости тоже преодолевается). Теперь это просто сострадательная видимость, или видЕние, которое может возникать в чьём-то сознании, требующем помощи, но не как физическая или тонко-физическая реальность, которую можно обнаружить. По нашему мнению, это иной, но очень близкий подход к реализации "исчерпания явлений в дхармате" в системе Дзогчен в практике тогал.

Далай Лама говорит о Калачакра тантре:

"Хотя в ней так же, как и в других тантрах, основное внимание уделяется обретению переживания ясного света, она обладает уникальной отличительной особенностью. Я имею в виду практику «пустой формы», которая порождает переживание не просто ясного света, но и его проявленного аспекта. Если сравнить этот метод с практикой иллюзорного тела в таких тантрах, как Гухьясамаджа, то разница становится очевидной.

Некоторые мастера традиции ньингма считают, что проявленный аспект «пустой формы» в Калачакра тантре и проявленный аспект переживания тогал в дзогченовской практике сходны в том, что оба они являются проявлениями пустотных форм, или пустотных тел. Тем не менее, различие, по их мнению, состоит в том, что в первом случае это аспект ума, тогда как в практике тогал мы имеем дело вовсе не с аспектом ума, но с проявлением изначального осознания, или мудрости.

Даже среди знатоков Калачакра тантры существует разделение мнений по поводу того, чем же является «пустая форма». Приверженцы одного из подходов утверждают, что это внутреннее переживание, которое должно естественным образом возникнуть изнутри, поэтому оно относится к разряду переживаний, во всем похожих на опыт практики тогал. Вторые считают, что пустое тело может быть создано и проявлено внешне, поэтому между переживаниями в практике тогал и пустой формы в Калачакра тантре существует различие".

Алекс Берзин, "Внутренняя Калачакра" и др.
Previous post Next post
Up