Говорить о четырех чогжагах не означает говорить о четырех различных практиках. Некоторые учителя Упадеши объясняют, как делать практику чогжагов по-отдельности: сначала риво чогжаг, потом гьяцо чогжаг, и т. д., преподнося наставления в стиле тантризма. Некоторые учителя объясняли практику таким образом, но нет необходимости следовать этой системе.
Подлинный принцип, на котором основаны чогжаги, состоит в следующем: в тот момент, когда мы находимся в состоянии созерцания, наше тело - в этом состоянии, наша речь - в этом состоянии, наш ум - в этом состоянии, и все наше видение(нангва) тоже в этом состоянии: не существует четырех различных состояний, это совершенно ясно! Таким образом, четыре чогжага означают, что когда вы находитесь в состоянии созерцания [дзогчен], у вас есть эти четыре аспекта.
Как я уже сказал, если вы в послеобеденное время лежите, отдыхая, на постели и в этот момент ощущаете присутствие созерцания, то у вас риво чогжаг в лежачем положении, это ваш риво чогжаг, и вам нет необходимости что-либо менять. Гьяцо чогжаг означает, что вы нормально дышите, слышите, видите и т.д., ничего не изменяя. Своим умом вы не создаете ничего нового, ничего не изменяете, не исправляете: вы в состоянии ригпа - и это ригпа чогжаг. Что касается нангва чогжага, вы объединяете все без отвержения или принятия.
То же самое, если вы гуляете или работаете. Что бы вы ни делали, вы можете оставаться в четырех чогжагах. Это и есть настоящий трегчод. Даже если вы не знакомы с четырьмя чогжагами по отдельности, достаточно понимать, что ничто не нуждается в изменении и достаточно оставаться в этом присутствии: здесь уже содержится полное объяснение четырех чогжагов. Это учение трегчод.
Что же означает слово трегчод? Трег означает «соединенный» или «связанный»: например, в тибетском языке охапка сена или пучок веток, связанных веревкой, называется трегпо (khregs ро). Чод означает «ломаться» или «высвобождаться». В тибетском языке существует два слова, которые довольно похожи: одно (gcad: отсечение) означает отрезать - например, ножом - другое (chad: быть рассечённым) означает нечто, что разрушается или распадается на части само собой. На практике, первый термин предполагает усилие кого-нибудь или чего-нибудь режущего, в то время как во втором случае объект распадается на части сам по себе. Именно это последнее значение заключено в слове трегчод. Если связанный объект развязывается сам по себе, что происходит? Он расслабляется. До этого он был жестким, а теперь становится расслабленным и свободным.
Почему мы говорим «трегчод»? Возвращаясь к телу, речи и уму: ум управляет энергией, энергия управляет телом, - так что мы всегда на взводе, у нас бесконечное множество напряжений. Три аспекта нашего бытия - тело, речь и ум - поистине связаны напряжениями и всеми проблемами, что у нас есть. Поэтому мы чувствуем себя зажатыми, нас мучают все эти проблемы, и мы придаем вещам слишком большое значение. Каждый день мы думаем, что должны сделать или чего не должны делать, чтобы разрешить наши многообразные проблемы.
Но через знание и понимание мы можем возвратиться к состоянию природы зеркала - но не так, как если бы мы смотрелись в зеркало. Благодаря этому наши напряжения рушатся, мы можем расслабиться и, наконец, понимаем, что на самом деле значит расслабляться. Подлинное значение трегчод - полное расслабление. Только те, кто находится в состоянии трегчод, действительно знают, как расслабляться.
Когда мы в этом состоянии, мы испытываем полное расслабление. По этой причине мы всегда говорим об осознавании и не-отвлечении. Иногда, если мы не находимся в состоянии созерцания и стараемся быть в присутствии и не отвлекаться, то принуждаем себя удерживать внимание. Но если мы слишком напрягаемся, непрерывно думая: «Я не должен быть рассеянным, я должен быть присутствующим», заставляя себя быть в присутствии, то можем накопить напряжения, и, спустя некоторое время, когда мы возвращаемся в обычное состояние, то чувствуем себя очень возбужденными. И тогда мы уже не в трегчод, не так ли? Когда мы стараемся быть в присутствии и осознавании, очень важно замечать, не направляем ли мы на это слишком много внимания. Если мы замечаем, что это так, то нам нужно ослабить напряжение, иначе мы никогда не достигнем состояния созерцания. Но если мы в состоянии созерцания, такие проблемы не могут возникнуть.