В випашьяне мы исследуем: «Что же является тем, что медитирует?» Не получив указующих наставлений, невозможно прийти к какому-то существенному заключению.
Просто думать: «Кто же медитирует?», - это само по себе просто ещё одна мысль. Но, тем не менее, в этом есть смысл, потому что момент, когда мы взглянули: «Что же является тем, что медитирует?», можно использовать потом. Например, сначала наш ум пребывает на слоге ХРИ в сердечном центре, а потом мы всматриваемся, что же медитирует. В этот момент всё просто исчезает. В тот момент приобретает важность указание на природу ума. Между «видением сущности» и просто «пребыванием» огромная разница.
Невзирая на усердие, невозможно распознать Махамудру только посредством одной лишь медитации или благодаря просто накоплению заслуги и очищению омрачений. Так как же распознать Махамудру? Мастера Махамудры, в частности, учителя Кагью, говорят: «В момент сильной преданности к тому, на кого можно полностью положиться и довериться, появляется возможность распознавания Махамудры». Поэтому вера и преданность мастеру очень важны.
Мастер не вручает нам какую-то «вещь», но в момент преданности все концепции и тревожащие эмоции сами собой исчезают и поэтому очень легко распознать сущность ума. То, что называют «благословением» - это возможность распознавания.
Но к распознаванию могут привести не только вера и преданность. Точно такую же возможность предоставляет сильное сострадание, равно как и шок, потрясение или неожиданный страх.
Например, есть старая история об одном практикующем, который долгие-долгие годы полностью отдавался практике, делая миллионы простираний, но ничего особенного не происходило. Его мастер, который был необычным учителем и мог знать, что на уме у других, увидел, что самое время для ученика пойти в горы и оставаться там одному. Между тем, мастер послал вперёд одного человека, чтобы тот внезапно выскочил и закричал: «буу!» или что-то подобное. Мастер тоже пошёл туда и сразу же после испуга ученика дал ему указующие наставления. Он сказал: «Это оно! Теперь ты распознал». Если обычный человек пытается сделать что-то подобное, это называется подражанием собаки прыжку льва. Лев может перепрыгивать над пропастью с одного обрыва на другой со всем достоинством и величием, благополучно оказываясь на другой стороне. Если бы собака собралась подражать ему, она бы просто с воем упала вниз и умерла, переломав себе кости.
То, что замечает и наблюдает покой и возникновение мыслей, называется осознаванием. Но одного лишь наблюдения за покоем и возникновением мыслей недостаточно. Необходимо пребывать в равностной сущности этого наблюдения.
Из наставлений Чокьи Нима Ринпоче