Что такое однонаправленность в махамудре?

May 21, 2020 18:36



Многие из нас довольно упрощённо представляют себе начальные стадии махамудры и склонны обобщать пути сутр, тантр, махамудры и дзогчен, что, как считает Карма Чагме, является ошибкой. Многие понимают первую стадию - однонаправленности в махамудре - как достижение шаматхи, однако это совсем не так. В реальности речь идёт об однонаправленном вхождении в союз умиротворения и особого видения (шаматхи и випашьяны). Более того, этот процесс имеет начальную, среднюю и великую стадии. Чтобы дать представление о сложности действительного процесса, приведу часть наставлений славного йогина Кармы Чагме, автора "Горной Дхармы", и некоторые комментарии к ним современного учителя Гьятрула Ринпоче, автора "Стержня недвойственности".

Преклоняюсь перед Авалокитешварой!

Карма Чагме: Я разъясню, согласно сутрам, тантрам и учениям сиддхов, как происходит движение по землям и путям посредством медитации на этих глубинных практических наставлениях Авалокитешвары - как десять земель и пять путей традиции сутр и четыре стадии йоги традиции мантр входят в земли и пути сутра[яны] и мантра[яны], почему их и сложно увязать друг с другом. Кроме того, их сложно сопоставить с четырьмя видениями Великого совершенства, поскольку каждый путь уникален.

Гьятрул Ринпоче: Здесь даётся краткий обзор сущностной природы четырёх йог. Определяющая характеристика первой йоги, т. е. однонаправленности, это распознавание природы собственного ума. После этого вы осознаёте, что проявления есть не что иное, как природа вашего ума, и что эта природа - пустотность, подобная пространству. Вторая йога, или свобода от концептуальных усложнений, подразумевает осознание того, что эти проявления случайны, - вы осознаёте, что ум по своей природе пустотен и свободен от концептуальных усложнений. Третья йога - один вкус - это постижение единой природы сансары и нирваны, являющееся ключом к достижению просветления. С четвёртой йогой - йогой не-медитации - вы осознаёте, что сансара и нирвана изначально не рождены, не имеют основы и нескончаемы. Даже само двойственное деление на субъект и объект изначально ни на чём не основано и имеет единую природу дхармакаи. Многие моменты, упоминаемые в связи с четвёртой йогой, в равной степени связаны с этапами тогал и прямого переноса, относящимися к практике дзогчен.

Хотя нам рекомендуется сначала изучать и практиковать сутраяну и только после этого приступать к мантраяне, понять четыре йоги мантраяны в сопоставлении с пятью путями и десятью землями сутраяны очень сложно. Кроме того, сложно установить связь между стадиями пути сутр, четырьмя йогами махамудры и четырьмя видениями дзогчен.

Шанг Ринпоче сказал:

Махамудра по определению неделима,
Однако глупцы впадают в заблуждение,
пытаясь выделить земли и пути.

Карма Чагме: Он говорил о людях, следующих по мгновенному пути, и о тех, кто находится на стадии прямого переноса. Люди же, идущие к реализации постепенно, практикуют в соответствии с десятью землями и пятью путями, поэтому Наропа говорил: "Сначала достигни переживания однонаправленности". В "Первичных словах великих наставлений" сказано: "Пребывай в реальности однонаправленных, неотделимых друг от друга умиротворённого пребывания и прозрения". Имеется в виду, что однонаправленность подразумевает пребывание в подобной пространству реальности пустоты и ясности. Пребывая в ней, вы осознаёте и сущностную природу медитации как таковую же - подобную пространству пустотности и сияния, однако прозрение достоверного познания ещё не возникло из подобной пространству пустотности и сияния. Поэтому, достигнув однонаправленности, вы бесцельно бродите во тьме.

В это время ваше последующее [постмедитативное] сознание овеществляет феномены, цепляясь за них как за обычные и реальные. Следовательно, хотя в состоянии медитативного равновесия вы увидели пустотное сияние, ваше последующее сознание заблуждается относительно обычных вещей, так что загрязнение цепляния за них как за реальные сохраняется и загрязнения кармы не очищаются.

Если вы не будете поддерживать памятование, то прекратите медитацию, что приведёт к разделению, и даже если вы будете поддерживать памятование, вы не увидите сущностной природы [в постмедитативном состоянии], и поэтому ничего не достигнете. Вы не расстались с обозначениями переживаний и всё ещё ощущаете отличие объекта медитации от медитирующего, поэтому во время медитации ум-как-таковой овеществляется. Совокупность формы и пять дорог сознания очищаются. Они распознаются как естественно пустотные и не имеющие сущностной природы. Поскольку вы в конце концов поддаётесь цеплянию, ваше постижение, основанное на опыте, загрязнено. С точки зрения проявлений, предстающих перед вашим ясным осознаванием, вы чётко различаете грубые и тонкие причинно-следственные связи, но поскольку цепляние за них как за реальные сохраняется, причинно-следственные связи овеществляются. Если вы не отвлекаетесь, то пребываете в медитативном равновесии, а когда отвлекаетесь, пребываете в постмедитативном состоянии.

В это время вы не вовлекаетесь в характеристики и в основном развиваете умиротворённое пребывание в состоянии, свободном от интеллектуальной деятельности. Вы знаете собственную сущностную природу пустотного сияния.

Гьятрул Ринпоче: В последовательности четырех йог первой должна быть достигнута стадия однонаправленности, подразумевающая союз шаматхи и випашьяны, а также высокую степень стабилизации внимания. Бесполезно практиковать без умиротворённого пребывания (шаматхи) и особого видения (випашьяны), просто пребывая в оцепенении. Разумеется, существует множество методов развития шаматхи, например, концентрация на объекте или медитация на природе осознавания, однако конечной целью всех этих методов является постижение естественного союза шаматхи и випашьяны, обладающего обширным качеством пустотности и сияния. Такова природа однонаправленности в махамудре - в первой из четырёх её стадий. Её можно сравнить с характерным для хинаяны постижением отсутствия собственного существования, в котором сохраняются следы цепляния, вследствие того реализация не считается совершенной, ведь мысль "это лишено собственного существования" остаётся.

Вы осознаёте сущностную природу медитативного состояния, однако не обрели конкретного знания, возникающего из подобной пространству пустотности и сияния. Это объясняется тем, что цепляние сохраняется. Когда сессия медитации окончена, вновь проявляется ваша старая привычка цепляться за феномены как за осязаемые или материальные. Когда вы сидите в медитации, у вас может появиться ощущение пустотности феноменов, но если кто-то постучит в дверь, ваше внимание моментально отвлечётся и возникнет цепляние. Именно это подразумевается под "овеществлением" - цепляние за феномены как за имеющие вещественное, независимое существование.

Если говорить о трёх переживаниях - блаженстве, ясности и неконцептуальности, отсутствие цепляния за блаженство ведёт к реализации нирманакаи, отсутствие цепляния за ясность ведёт к обретению самбхогакаи, а отсутствие цепляния за неконцептуальность ведёт к обретению дхармакаи.

Карма Чагме: Считается, что уединение в уме, описанное Нагарджуной в "Пяти стадиях", йога спонтанного присутствия, которой учил Лавапа, йога переживания самадхи, которой учил Шаварипа, отсечение обозначений, разъяснённое Майтрипой, йога отсутствия собственного "я", описанная в сутре "Схождение на Ланку", медитативная устойчивость, которую практикуют "подобные детям", "капли росы", описанные в "Шести дхармах", и смысл посвящения сосуда это одно и то же. В "Великих наставлениях" сказано:

"На средней стадии однонаправленности ты время от времени входишь в состояние самадхи, даже если не медитируешь, а медитация стабилизируется. Пребывая в прозрачности самадхи блаженства, ясности и неконцептуальности, ты можешь демонстрировать различные виды омрачённого сверхъестественного восприятия и способностей. В этом состоянии мыслетворчество возникает реже, чем прежде, и всё, что возникает, движется в собственной ясности. Позже, если ты внимателен к обширным проявлениям, пронизанным ощущением пустотного сияния, время от времени это проявляется как медитация, а иногда - более сущностно. Сны возникают реже, чем прежде. Эти переживания возникают у тебя время от времени, в другие же моменты эти переживания не возникают и ты поддаёшься очарованию медитации".

Гьятрул Ринпоче: На самом деле качества блаженства, ясности и пустоты имеют одну природу - ту же, что и ваше осознавание. Вы не развиваете их и не обретаете посредством практики. Но по мере прохождения практики эти естественные качества проявляются всё сильнее. Недостаточно очищенные, они проявляются как сверъестественные восприятие и способности, но безусловно стоит стремиться к дальнейшему их очищению. Незагрязнённые способности имеют природу совершенного просветления.

На Западе принято читать и полагаться скорее на книги, чем на конкретного учителя. Людям свойственно смотреть на книгу как на окончательный авторитет. Эта тенденция присутствует как в школах, так и в правительстве. Если обсуждается какой-то вопрос, кто-нибудь обязательно сошлётся на книгу как на окончательный авторитет. В некоторых случаях это очень полезно, однако если с вашей практикой что-то не так и она неблагоприятно воздействует на вас, стоит ли винить автора книги? В целом очень важно опираться на квалифицированного духовного наставника, а не только на книги. Как у духовного наставника, так и ученика должно быть два глаза: мудрости и искусных средств.

На стадии однонаправленности (в махамудре - прим.) всё, что возникает перед умом, является в собственном сиянии, не имея видимой сущности или вещественной природы. Содержимое ума возникает подобно лёгким облакам на небе или ряби на поверхности океана. Колебания всё еще возникают, и в силу существующей привычки феномены время от времени проявляются как плотные и материальные. У вас реже возникают сны, они стали более ясными, а ваш интерес к медитации усиливается. Если на предыдущих стадиях практики вы быстро уставали, то теперь вы горите желанием практиковать.

Гьялва Янг Гонпа сказал:

В связи с этим всякий раз, когда ты пребываешь в сияющем, безупречном, неконцептуальном сознании без различения, неподвижность есть совершенство в самадхи средней однонаправленности.

Средняя стадия однонаправленности, на которой подобие пустотного сияния поддерживается вниманием, но которая может прерываться отвлечениями, называется теплотой и вершиной [стадий] пути подготовки. Если пустотное сияние поддерживается вниманием после того, как переживание стабилизируется, оно становится постоянным, даже если иногда вы не поддерживаете его намеренно. Это также называется теплотой и вершиной. Таково великое учение Гоцанпы.

Пхагмо Другпа сказал: "Великая стадия однонаправленности связана с непрерывностью переживания".

Янг Гонпа сказал: "Когда это состояние будет длиться непрерывно, мыслетворчество успокоится в нём. Даже сон приходит в этом состоянии, и четыре вида активностей неотделимы от него. Такое состояние называется непрерывностью переживания великой стадии однонаправленности. В это время ты абсолютно уверен, что это и есть не-медитация, и тогда говорится, что возникла реализация, основанная на опыте".

Гьятрул Ринпоче: Здесь проводится различие между медитативным опытом и подлинной реализацией. Первый подразумевает продолжение цепляния, в то время как вторая является подлинным особым видением. Под реализацией, основанной на опыте, подразумевается реализация и последующее цепляние за неё.

Шанг Ринпоче так комментирует сказанное об этой частичной реализации:

Считается, что во время великой однонаправленности ты осознаёшь сущностную природу и что сущностная природа чиста и нескончаема. Ты обретаешь веру в ясное и нескончаемое сознание, подобное центру прозрачного пространства, и неконцептуально познаёшь сущностную природу однонаправленности. В состоянии ментального блаженства, ясности и неконцептуальности ты можешь просто пребывать в сиянии и покое, однако если окончательного установления не произошло, это состояние не имеет отношения к переживанию прозрения. Не сумев взглянуть в лицо природе бытия, ты блуждаешь во тьме однонаправленности.

Карма Чагме: Пребывание в медитативном равновесии блаженства, ясности и неконцептуальности - это вершина силы однонаправленности. Если иногда это состояние не возникает даже во время медитации, а иногда возникает даже тогда, когда вы не медитируете, сила однонаправленности до сих пор несовершенна.

Когда мыслетворчество полностью успокаивается в состоянии медитации просто благодаря вниманию к этому и даже состояние сна происходит в переживаемом ясном свете, мыслетворчество проявляется как медитация. Если мыслетворчество не упокаивается посредством (естественного) внимания и вы вынуждены удерживать его крюком медитации, значит, мыслетворчество |ещё не проявилось как медитация. Если осознавание не поддерживается вниманием, оно отделено от медитативного состояния. Даже когда осознавание поддерживается, если сущностная природа мыслетворчества не была распознана в прежнем континууме, это не достижение.

Гьятрул Ринпоче: Мыслетворчество имеет природу медитации, однако если вам всё ещё приходится удерживать ум из-за ощущения отвлечения мыслями, вы на самом не осознали природу мыслетворчества. Если вам всё ещё приходится поддерживать осознавание посредством памятования, для этого требуется усилия, в то время как в естественном состоянии вам не нужно постоянно удерживать ум или обращаться с мыслетворчеством как с чем-то отличным от медитации. В естественном состоянии мыслетворчество просто является продолжением медитативного состояния, подобно лучам, что являются продолжением солнца.

шаматха, наставления, махамудра, випашьяна, ваджраяна, практика

Previous post Next post
Up