Эта проблема появляется тогда, когда человек брезгует практиками с двойственной перспективой, услышав, что только недвойственное состояние ригпа является тем, что нам необходимо. Можно ошибочно думать, что развитие сострадания и благородных качеств - это практика низшего уровня, которой не стоит уделять внимания. К сожалению, любовь, доброта и сострадание, которые должны спонтанно присутствовать в пробуждённом состоянии, ещё не проявились. Такой человек пребывает в сухом, отсутствующем состоянии, где ничего особого не происходит. Фиксируя ум на необусловленном, но при этом отвергая благородные качества, вы создаёте себе препятствия.
В этом виде практики действительно есть такое препятствие, которое практикующие создают своими руками. Это препятствие называется «демоническим воззрением чёрного растворения»; это воззрение, которое отрицает и добро, и зло. Заинтересованность в развитии хороших качеств отсутствует, потому что такая практика «слишком концептуальна». И коль скоро естественным образом такие качества всё-таки не возникают, то ничего и не происходит. Это одна из причин, почему учения Дзогчен держатся в тайне - практикующий может неправильно понять процесс практики.
Да, ригпа это состояние просторное и открытое, но это не просто просторное эго, которое раскрыто вовне. При таком неправильном понимании эго не исчезнет, а просто станет внешне просторным: «Там так много пространства. Я так открыт. Я широко распахнут». А потом этот практикующий так и остаётся опустошённым и застывшим. Вновь и вновь он пытается удержать это открытое, опустошённое и застывшее состояние, которое точно не является ригпа. Если бы оно на самом деле было ригпа, из него естественным образом появились бы качества сострадания и преданности. Те, кто истинно практикует ригпа, искренне же ценят и своего гуру, и линию передачи учений. Истинные практикующие понимают тщетность сансарных целей; в их умах возникает подлинное отречение. Но если состояние практикующего не является ригпа, таким качествам не развиться.
Такая неправильная интерпретация ригпа сопровождается особой психологической проблемой, возникающей в качестве побочного эффекта. Как правило, она появляется в тот момент, когда практикующему предоставляется возможность сделать что-то полезное или благородное. Запутавшийся в Великом Совершенстве йогин говорит себе: «Мне не нужно этим заниматься, потому что это двойственно». Если он вынужден принимать участие в двойственной практике, он чувствует себя виноватым, как будто предал своё ничем не заполненное и просторное эго. Эго вовсе не освобождено на этом этапе, потому что у такого человека нет осознавания его пустой сущности. У него развивается ложное ощущение пустоты, которое входит в привычку и становится проблемой, потому что он застревает в нём. Он просто не хочет накапливать никакой заслуги, потому что воображает, что этим самым предаст учения Великого Совершенства. Развитие такого практикующего останавливается.
Такое искажение потенциально является огромным препятствием. Если оно появляется, практикующему нужно молиться своему учителю, получить дополнительные наставления, а затем погрузиться в концептуальные практики милосердия, тренироваться в сострадании и прочем, чтобы усовершенствовать накопления. Ему нужно оставить своё «состояние ригпа», за которое он так серьёзно держался, и сказать: «Это неважно для меня; я буду следовать по пути. Очевидно, что где-то я свернул не туда; теперь я могу двигаться дальше».
Цокньи Ринпоче