Прибежище. Смысл и польза

Jan 27, 2020 17:52



Будда полностью осуществил то, о чем говорит Учение, поэтому искусен во всех методах избавления других существ от любых опасностей и изъянов. Будда не различает людей на ближних и дальних. Он не делит людей на тех, кто может помочь, и тех, кто бесполезен. Будда равностно относится ко всем существам, и поэтому он является Прибежищем, которое нас никогда не подведёт.

Что является тем Прибежищем, которое он разъясняет? Это Дхарма. Хотя Будда разъясняет множество различных Учений, но важнейшими из них являются Истина прекращения и Истина пути. Благодаря им в нас развиваются достоинства постижения и устранения, развиваются качества Будды. И так как Дхарма является тем, благодаря чему мы можем развить в себе эти качества, - Дхарма является Прибежищем.

Те, кто, следуя пути, обретает Истину прекращения и Истину пути; те, кто, следуя пути, устраняет недостатки и развивают достоинства, обретают путь ви́дения, становятся Арьями, они - драгоценная Сангха.

Здесь нужно отметить, что не только сам исторический Будда Шакьямуни является Прибежищем, но также и образ Будды, статуя Будды являются Прибежищем. Пусть это не сам Будда, но это тот, кого мы называем Буддой. Это обозначенное Прибежище. Если мы будем воспринимать эти образы как непосредственно Будду, совершать простирания, делать подношения, выражать почтение, то польза от этого будет такой же, как если бы совершали эти действия непосредственно перед Буддой Шакьямуни.

Таким же образом дело обстоит и с Дхармой. Хотя непосредственной Дхармой являются достоинства устранения и постижения, то есть Истина прекращения и Истина пути, но тем не менее книги - например, Кангьюр, Тенгьюр - пусть и не являются непосредственно самой Дхармой, служат обозначениями Драгоценности Дхармы. То есть номинально являются
Драгоценностью Дхармы.

Для того чтобы обрести Истину пути, нам необходимо полагаться на добрых друзей, которые способствуют этому. То есть, на третью Драгоценность - Сангху. Личность, которая может быть отнесена к Драгоценности Сангхи, необязательно должна быть монахом. Необязательно, чтобы в потоке сознания такой личности зародилась Истина пути именно Махаяны. Но обязательно обретение постижения Истины пути, будь то постижение пути Шравакаяны, Пратьекабуддаяны или Махаяны. Иными словами, эта личность должна быть арьем. И такая личность будет являться Драгоценностью Сангхи, Прибежищем.

Иногда употребляется термин «сангха» как сообщество монахов. Это так называемая четырёхчастная община, то есть как минимум четыре монаха. И в этом случае имеется в виду не Драгоценность Прибежища, а община монахов.

Прибежище в Трех Драгоценностях защищает от ложных путей, поэтому, принимая Прибежище, мы избавляемся от опасности встать в будущем на ложные пути. Вследствие обращения к Прибежищу мы не родимся в тёмную кальпу - время без Будд. То есть мы обретём перерождение в таком мире, где есть Будда, есть его Учение. Благодаря обращению к Прибежищу Будды мы обретём возможность родиться в центральной стране, где процветает Учение Будды, также будет воплощена возможность встречи с благим другом, Учителем. Благодаря обращению к Прибежищу Дхармы мы родимся с полноценными органами чувств, умственно полноценными, будем придерживаться правильных взглядов и сможем воспринять Учение Будды. Благодаря обращению к Прибежищу Сангхи мы минуем встречу с недобродетельными, порочными друзьями, и на пути нам будут встречаться добрые друзья.

Из комментария Ело Ринпоче к 37-ми практикам бодхисаттв

Прибежище, наставления, Ело Ринпоче, буддизм, бодхисаттва, практика

Previous post Next post
Up