Мипхам Ринпоче в своём комментарии к «Гухьягарбха-тантре» говорит, что, независимо от того, какое божество мандалы вы практикуете, ваша визуализация должна быть живой и ясной. Однако тем, кому визуализация кажется трудной и кому даётся лишь туманное, абстрактное обобщение, нужно быть уверенными в том, что, если ты ощущаешь настоящую преданность и веру по отношению к своему гуру, пути и действенности мантры, то, без сомнения, обретёшь обычные и высшие духовные достижения.
Ваш гуру - это отражение вашей преданности и заслуг, а преданность - это проявление вашей природы будды и заслуг. Не будь природы будды, не было бы никакого смысла делать практики очищения и накапливать заслуги.
Строго говоря, если результат обычного хорошего поведения не посвящён окончательному просветлению всех живых существ и если он нисколько не приближает вас к истине, то, хотя хорошая карма, которую он порождает, и покажется вам прекрасной, вы не накопите таких заслуг, к которым стремятся люди, следующие по пути к просветлению. Всего лишь доля секунды, потраченная на создание чего-то благотворного, приближающего вас к истине, даже если оно не очень приятно или не модно, гораздо более ценна, чем участие в куда более приятной и всем заметной благотворительности, которая приносит просто более высокое перерождение или другие мирские выгоды. Иными словами, количество и качество заслуг, которые вы накапливаете, не определяется применяемым методом. С точки зрения бодхисаттваяны, накапливаете ли вы заслуги или просто хорошую карму, зависит от того, действуете вы исходя из двойственного воззрения или нет.
Крайне важна вера и преданность силе мантры. Если вы практикуете нёндро, то, когда произносите мантру Ваджрасаттвы, должны с исключительной верой и преданностью думать, что эта мантра и есть Будда Ваджрасаттва, - даже в том случае, когда во время практики ваш ум остаётся необузданным и беспорядочным. Как писал Мипхам Ринпоче, духовные свершения недоступны для тех, кому недостаёт мудрости, чтобы понять глубокий смысл мантраяны, и чей упрямый, сомневающийся и постоянно анализирующий ум создаёт внутренние препятствия. Даже если ум отвлекается и уносится во всех направлениях, те, кто практикует мантру, должны полностью верить в её силу, которая так велика, что сохранилась бы, даже если бы небо перестало существовать.
Дзонгсар Кхьенце Ринпоче