Дже Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри. Когда в одном из предыдущих перерождений Цонкапа родился мальчиком - брахманом в древней Индии при Будде Шакьямуни и преподнес Ему хрустальные четки, Будда предсказал самое славное его рождение в Тибете, обратившись к своему любимому ученику: "Ананда, этот мальчик, который сейчас преподнес мне хрустальные четки, будет целителем моего Учения. В будущей нечистой эпохе он воздвигнет в стране, обитаемой яками, монастырь под названием "Благой" (Гандэн) и будет носить имя "Превосходный ум" (Лобсанг). А в одном из будущих проявлений Цонкапа будет 11-м Всемирным Учителем Буддой по имени Чэнлег (Добрые глаза). (Будда Шакьямуни является четвертым из тысячи Будд, которые должны проповедовать в этом мире.)
Цонкапа родился в местности Цонка на востоке тибетской провинции Амдо. Имя его отца Тара-каче Лумбум-ге. Он принадлежал к роду Мэл, был отважен, почитал Три Драгоценности, любил бедных. Он был богат и щедр; постоянно читал наизусть "Произнесение имен Манжушри". Имя матери Цонкапы - Шинмо Ачой или Шинсо Ачой. Она не имела обычных женских пороков, обладала добрым нравом, любила страждущих и беззащитных, совершала поклоны, почтительные обходы, читала шестислоговую мантру Авалокитешвары.
Из шести сыновей Цонкапа - четвертый. К прославленному роду Мэл принадлежали многие известные монахи и практикующие и все они славились проницательностью. Цонкапа родился, как рождаются Будды: ясно осознавая свое вхождение в чрево матери, пребывание в нем и рождение. Еще до этого, в конце года огня-обезьяны (1356 г.) его будущему отцу приснилось, что некий монах с книгой, объяснив, что пришел с пяти горных вершин Китая (гора Утайшань, которая считается обителью Манжушри), сказал: "Я сниму у вас помещение" и вошел в святилище на крыше дома. Поскольку отец читал "Произнесение имен Манжушри", он подумал, что это и есть явление Манжушри. Еще ему приснилось, что Ваджрапани из своей небесной сферы метнул сверкающую золотую ваджру, которая вошла в тело его жены. "Наверное, родится сильный мальчик" - подумал он.
Будущей матери приснилось, что она стоит в одном ряду с тысячей женщин. Появляется белый мальчик с кувшином и красная девочка с зеркалом в руке. Они подходят к каждой из женщин, мальчик все спрашивает девочку: "Эта годится?", а девочка отвечает: "Нет". Наконец, когда они подходят к будущей матери Цонкапы, мальчик опять спрашивает о том же, и девочка с улыбкой отвечает: "Годится". Тогда они омывают ее, и она, почувствовав в своем очищенном теле блаженство, просыпается, задаваясь вопросом: "Что же означает этот сон?". Соседи видели во снах разные вещие знаки: одновременное появление на небе солнца, луны и звезд, дождь из цветов и т. д.
В следующем, 1357-м году 10 числа 1-го лунного месяца мать видит во сне, как золотая статуя Авалокитешвары спускается с облаков и через темя входит вместе с сопровождающими и почитателями в ее тело. Проснувшись, она поняла, что в ее чрево вошел великий человек, и стала заботиться о своем теле.
1-й лунный месяц известен как "месяц чудес", в течение которого Будда в прошлом демонстрировал свои магические силы. Хотя точный день рождения Цонкапы не установлен, достоверный интервал - с 20 по 25 число 10-го лунного месяца. Празднуется, однако, этот день 25 числа. На небе появилась большая яркая звезда - Венера. Тогда и родился Великий Цонкапа, не причинив матери никакой боли.
В детстве Цонкапа не играл, не проказничал. Он был вежлив и никогда не гневался. Это был очень умный мальчик. В трехлетием возрасте он уже осознавал никчемность обыденной жизни, поэтому принял у III-го Кармапы Ролпэ Дордже полный обет благочестивого мирянина-геньена. В том самом году его отец с радостью отдал мальчика на учение Дхармасвамину Дондуп Ринчену - великому ламе, обретшему сиддхи через практику Ямантаки.
Лишь увидев тексты и услышав, как их читают другие, мальчик научился читать сам, специально не обучаясь этому. В 7 лет он принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и получил новое имя Лобсанг Драгпа-пэл, под которым впоследствии приобрел известность.
При расставании со своим добрым первым Учителем, когда ему пришлось отправиться в Центральный Тибет для дальнейшей учебы, он, со слезами сложив ладони, уходил, повернувшись в сторону Учителя, и читал наизусть "Произнесение имен Манжушри". Дойдя до слов "не возвращающийся, необратимый", он понял, что больше не возвратится на родину.
Потом Цонкапа путешествовал от монастыря к монастырю, проводя так называемые "библиотечные затворничества", слушая наставления самых различных учителей. Изучая теорию и совершая практики, он стал известным врачом к 17-ти годам. В каждом монастыре он проводил философские диспуты и прославился умом и красноречием.
Однажды земляки Цонкапы, заставшие его в Лхасе, передали подарки от родных и письма с их просьбами вернуться на родину. Среди них был и локон седых волос его матери, напоминающий о ее преклонном возрасте. Сначала он хотел отправиться на родину, но потом передумал, поскольку прервались бы его занятия, да и необходимости, кроме сантиментов, не было, чтобы отправляться туда. Он послал родителям письмо с объяснением причин своего неприбытия и автопортрет, который, как только мать развернула его, сказал ей: "а-ма" (так на тибетском произносится слово "мама"). Мать почувствовала такое благословение, как будто действительно встретилась с сыном, и тоска разлуки унялась.
В 1380 году в монастыре Сакья в присутствии 30-ти монахов и настоятеля Цультрима Ринчена Цонкапа принимает полный монашеский обет гелонга. К тому времени у Цонкапы было уже много учеников, которые были воодушевлены его ученостью, нравственной дисциплиной, благородством и добротой.
В 32-летнем возрасте Он сочинил большое толкование "Абхисамаяламкары" и ее комментариев, которые назвал "Золотым ожерельем прекрасных изречений". В течение всех тех лет он усердно практиковал все основные тантрические медитации. Впоследствии Цонкапа стал знатоком всех тантр.
Закончив очередное затворничество, он с учениками пришел как-то в храм Зингчи. Там была статуя Майтрейи. Видя ее запущенный вид, Дже Ринпоче не смог сдержать слез. Они взялись за восстановление, однако не хватало средств. Но после совершения ритуала в честь бога богатства Вайшраваны миряне стали снабжать их всем необходимым, и статуя была отреставрирована. Затем состоялась чудесная церемония освящения статуи. Силой духовных совершенств - сиддх Дже Ринпоче действительно пригласил на это освящение Будд и Бодхисаттв. Многие видели их, а также видели, как в символическое божество (т. е. в статую) действительно вошло божество мудрости. Это было первое из четырех великих деяний Цонкапы.
Затем в монастыре Серчебум в Ньеле он совершил великое подношение, проповедовал многим ученикам Винаю (свод нравственных правил, в том числе монашеских обетов), приобщил многих к Буддийскому Прибежищу и т.д. Это считается вторым из четырех великих его деяний.
За свою жизнь Цонкапа слушал Учение из уст более чем сорока Учителей. Четырех из этих Учителей Чже Ринпоче считал несравненными. Один из них Рендава. В очередной раз встретившись с ним, Цонкапа стал оказывать почести Рендаве как Учителю, но Рендава поклонился Цонкапе и попросил его больше не делать этого. Они оба проповедовали многие разделы Учения собравшимся людям. В то время Цонкапа сочинил молитву, адресованную Рендаве, которую тот, несколько переделав, переадресовал Цонкапе. Эта молитва позже стала сокращенно называться "мигцема" и все ученики ламы Цонкапы стали использовать эту молитву в практике Гуру-йоги.
МИГМЕ ДЗЕВЕ ТЕРЧЕН ЧЕНРЕЗИ
ДРИМЕ КХЬЕНПЕ ВАНГПО ДЖАМПЕЯНг
ДУПУН МАЛЮ ДЖОДЗЕД САНВИДАГ
ГАНЧЕН КЕНБЕ ДЗУГДЖЕН ЦОНКАПА
ЛОБСАНГ ДАГПЕ ЩАБЛА СОЛВАДЕБ
(в этой молитве ученики обращаются к телу, речи и уму Дже Цонкапы как к трем Махабодхисаттвам - Авалокитешваре, Манджушри и Ваджрапани, прося благословения тела, речи и ума для преображения их в Трикайю)
Вскоре после этого ученики Цонкапы стали настойчиво просить сочинить "Большое руководство к этапам Пути". Он согласился и в 1402 году начал писать это сочинение. Он писал его в монастыре Радэн.
В 1407 году к Чже Ринпоче в ученики пришел великий ученый и мастер медитации Кедруб Ринпоче, впоследствии ставший одним из главных его учеников.
В 1409 году Цонкапа учредил в Лхасе великий молитвенный праздник - Монлам, который длился 15 дней 1-го месяца лунного Нового года. Он прошел весьма величественно: в нем воспроизводились те события и деяния, которые Будда раньше совершил в "месяц чудес" (1 лунный месяц Тигра). Учреждение этого праздненства считается третьим великим деянием Цонкапы.
Затем ученики попросили Дже Ринпоче основать новый монастырь. Он помолился перед статуей Шакьямуни и понял, что действительно следует воздвигнуть монастырь. Выбрав отдаленную гору, он благословил то место и дал название будущему монастырю - Гандэн ("Благой"). В 1410 году строительство закончилось. Затем Цонкапа организовывает строительство зданий для тантрических ритуалов внутри монастыря. Позднее были сооружены мандалы, статуи божеств, лица некоторых из них, говорят, появились сами собой. Руководство всем этим строительством считается четвертым великим деянием Дже Ринпоче.
Затем один из учеников пригласил его в Чойдинг, где предложил основать монастырь - будущий Сера. Цонкапа спросил своих учеников, кто мог бы быть здесь ведущим преподавателем тантры, приняв у него традицию. На это согласился Шераб Сэнге.
Однажды утром, одевшись в полную монашескую одежду, Дже Ринпоче сел в позе лотоса и, сложив руки в мудру дхьяны, погрузился в созерцание на 25 дней. Выйдя из медитации, он излучал свет, нестерпимый для глаз. Все окружающие были очень удивлены. Цонкапа выглядел как 16-летний юноша, которого вовсе не коснулась старость. Это было, как позже объясняли, очевидное проявление Самбхогакайи - Блаженного Тела Будды. Потом Дже Ринпоче покинул сей мир скорби. В течение 49 дней на совершенно чистом небе появлялись пятицветные радуги. Не было ни ветерка. Часто раздавались тихие раскаты грома.
Останки Цонкапы были забальзамированы и покрыты золотом. Его лицо было обращено на северо-восток. Затем совершалось великое подношение, длившееся много дней. Впоследствии вокруг тела Дже Ринпоче была возведена ступа, в которую поместили рукопись "Большого руководства к этапам Пути Пробуждения" (Ламрим) - главного его сочинения.
Досточтимый Цонкапа оставил после себя около 300 наиболее верных учеников, из которых главные: Кедруб Ринпоче, Гьялцаб Ринпоче, Дхарма Ринчен и Гендун Дуб (I Далай Лама).
Его проповеди, лекции, труды оказали огромное реформаторское влияние на буддизм Тибета. Поняв все Учение Будды, он разложил его детально и последовательно от самого начала вплоть до Просветления в духе того времени. Тем самым он очистил буддизм от влияния искаженных взглядов. Дав философское и научное толкование буддизму, тем самым он дал логическое обоснование всех проводимых ритуалов и традиций. Слепое следование традициям и ритуальным сторонам обрядов без должного понимания сущности не имеет достаточной силы и обречено на вымирание. Тибетцы почитают Цонкапу вторым Буддой. Согласно предсказанию Будды Шакьямуни, Он дал буддизму очередное дыхание; это был новый виток в развитии Учения.
САРВА МАНГАЛАМ!