Чтение такого рода, как ниже, всегда направлено на главное - понимание воззрения тантры. Разбираясь в воззрениях различных тантр, я не смешиваю всё это в уме, мне не нужно это - я занят рассмотрением одних и тех же проблем как будто с разных (иногда схожих) сторон. Это просветляет понимание.
В данном случае речь о внутренней Калачакра-тантре в исследовании The Inner Kalacakra-tantra (A Buddhist Tantric View of the Individual), Vesna A. Wallace, Oxford. University Press, 2001. Читая, я испытываю такую радость понимания, что хочется поделиться с кем-нибудь... Мало ли. Вдруг кому-то важно?
Джняна, знание, гнозис - это ум, сияющий по природе, и, поскольку он лишен оформленности и бесформенности, он подобен отражению в зеркале предсказаний. И хотя джняна свободна от концептуализации, она не свободна от мышления, поскольку, в отличие от состояния глубокого сна - это самоосознавание. В Маджушри-нама-сангити это сравнивается с Ваджрасаттвой, который знает себя и других. Однако самоосознавание не препятствует видению пустоты явлений. Более того, именно самоосознавание и естественная светоносность Татхагаты позволяет Ему учить Дхарме в соответствии с умственными особенностями чувствующих существ. Такое самоосознавание Татхагаты не зависит от чувственных способностей и поэтому оно нераздельно, всепроникающе, свободно и осознает природу всех дхарм, которые сами по себе бессознательны.
Независимость самоосознавания от чувственных способностей предполагает, что здесь нет необходимости в физическом теле для того, чтобы отбросить ментальные завесы и воспринять самоосознавание джняны, высшее и нерушимое блаженство соединения собственного ума с проявлениями этого ума.
В соответствии с тантрической системой джняна, знание может стать самоосознающим только через ум и
благодаря действенности случайных привычных тенденций ума. Случайные привычные тенденции ума - это так называемые психофизические агрегаты (самскары - прим.), элементы опоры органов чувств. Переживания во сне подтверждают, что ум может стать самоосознающим при отсутствии физического тела.
Для данной тантрической системы (Калачакра - прим.) джняна - это реальность, которая является жизненным принципом великой праны, которая пронизывает всю вселенную и проявляется в различных формах. Как высшая прана она считается источником всех слов, несмотря на то, что сама она невыразима.
Как всепронизывающая эта джняна рассматривается как шестой элемент, элемент дхармадхату, который существует в других пяти элементах - земле, воде, огне, воздухе и пространстве, а также является их началом. В своем относительном проявлении элемент джняны, дхармадхату, подобно другим пяти элементам, возникает в теле из одного из шести вкусов, а именно из кислого, доставляемого зародышу через пищу матери. Из этого относительного гнозис-элемента в теле возникает сексуальное блаженство, которое является феноменальным аспектом гнозиса, ментальной способностью индивида (mano-indriya) и звуком (shabda). Эти три отождествляются с джняна-элементом, из которого они происходят. Как ментальная способность элемент джняна воспринимает дхармадхату, которое возникает из элемента пространства, и как звук это воспринимается слуховым органом чувств, который также возникает из элемента пространства. В свете этого можно сделать вывод, что внутри тела индивида джняна-элемент, будучи воспринимающим субъектом элемента пространства и воспринимаемого объекта элемента пространства, имеет характеристики элемента пространства. Однако джняна не воспринимает своего собственного джняна-элемента как такового, пока собственное “познавание сливается с формой пустотности (шуньята-бимба), то есть, пока ум как воспринимающий субъект переходит в проявление ума как воспринимаемого объекта (грахья) и "становится единым вкусом (sama-rasa) - неразрушимым и постоянным”.
Слияние знания с пространством, что является пустой дхармой, из которой происходят все явления, так же, как росток вырастает из семени, понимается здесь как пустотность. Такое осознавание абсолютного отсутствия возникновения и прекращения всех явлений есть проявление своего собственного ума. Такое знание является неразрушимым блаженством.
Таким образом, когда наше собственное знание сливается со своим собственным проявлением, которое является ничем иным как отсутствием возникновения и прекращения всех явлений, оно становится одним вкусом, не благодаря причинным и производящим связям относительно своего собственного отражения, но в силу единства в проявлении своего собственного ума.
В данной тантрической системе знание описывается не только в терминах ума, но и также в терминах тела. В "Вималапрабхе" утверждается, что, кроме тела, нет никакого другого Будды, который является всепронизывающим, а также подателем освобождения. Элементы тела, которые свободны от помрачения, являются подателями состояния будды и освобождения.
Для этой и других тантрических систем, в силу определенной диспозиции чувствующих существ, знание, блаженство абсолютной реальности, проявляется в чувствующих существах, рождаясь из чрева как четыре вида блаженства, а именно - блаженство, высшее блаженство, необычайное блаженство и присущее блаженство. Каждая из этих четырех форм блаженства имеет четыре аспекта: телесный, вербальный, ментальный и джняну. И эти 16 аспектов есть ничто иное, как тело, речь, ум и джняна (гнозис) четырех тел Будды, а именно - Сахаджакая, Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. Считается, что эти 16 аспектов проявляются в четырех телах в соответствии с великими пожеланиями (adhimukti) чувствующих существ.
Подчеркивая неразрушимость четырех тел Будды, традиция Калачакры часто называет их четырьмя ваджрами - джняны, ума, речи и тела. Телесная ваджра Джины, которая имеет все аспекты, невыразима в терминах чувственных объектов и чувственных способностей. Речевая ваджра осуществляет Дхарму посредством высказываний в сердцах всех чувствующих существ. Умственная ваджра Ваджри, которая обладает природой умов чувствующих существ, наличествует по всей земле. То, что, подобно драгоценности, воспринимает явления, есть джняна-ваджра.
Исходя из того, что джняна постоянно присутствует во всех существах, рожденных из чрева, Калачакра-тантра утверждает, что эти четыре ваджры тоже постоянно присутствуют во всех существах, но не в полностью проявленной форме. В обычном человеке четыре ваджры находятся в четырех соответствующих чакрах - в пупке, в сердце, в горле и во лбу. Четыре ваджры - это места локализации 12 звеньев зависимого возникновения. Таким образом духовное неведение (avidya), кармические формации (samskara) и сознание (vijnana) находятся в джняна-ваджре. Ум и тело (nama-rиpa), шесть чувственных основ (shad-ayatana) и чувственный контакт (sparsha) находятся в тело-ваджре. Ощущение (vedana), жажда (tanha) и цепляние за существование - в речевой ваджре. Становление (bhava), рождение (jati), старость (jara) и смерть (marana) - в умственной ваджре. Когда 12 звеньев зависимого возникновения, телесные праны и утробная кровь пресекаются, то есть когда они становятся 12 аспектами совершенного пробуждения, четыре ваджры индивида проявляются как 4 очищенные ваджры, или четыре тела Будды-Калачакры. В данном случае "Вималапрабха" ссылается на описание в Манджушри-нама-самгити (МНС) Манджушри и называет Будда-Калачакру “ваджрным солнцем великого света” (Ваджравайрочана, Нангдзе Дордже).