В многовековом споре буддийских и индуистских мыслителей о реальности атмана философские аргументы являются вторичными, первичны же альтернативные интуиции в ситуации «внутреннего деятеля», неизвестной в европейской интеллектуальной культуре и потому очень долго не опознававшейся. Сама ситуация сформировалась в древности из нужд сохранения эффективности ритуала. Индуистская интуиция усматривает в ней хозяина, а буддийская - меру ясности сознания. Как признание, так и отрицание атмана суть не утверждения об объектах, но языковые средства переорганизации ума и личности адептов соответствующих традиций.
Андрей Парибок, "Предельное основание индийского философского спора об атмане и анатмане"
https://www.academia.edu/39009069/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%BE%D0%B1_%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%B8_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5?fbclid=IwAR1l9GlcpPY-Hp-eY9j0nP_5ptCmGQ_zEbELKQGOj-q92xVdys1hsfkH8ys