По идее, мы движемся в круге мандалы, внутри, пока не сможем через один из входов "попасть" в центр, место главного божества мандалы. Такими вратами для нас становится работа с той или иной из клеш, главенствующей у нас. Вдруг понял, что мы совершенно не используем в мышлении этот механизм как спирально-преобразовательный, а только как кольцевой - от неведения (Вайрочана) к действию (Амогхасиддхи). Что значит "использую в мышлении"? Это значит, что любые явления можно рассматривать через причинно-следственную схему клеш и мудростей, как явление зарождается, развивается и результируется, следуя путём внутри мандалы 5 дхьяни-будд.
В принципе, так можно испытывать любую символическую схему, описывающую полностью цикл бытия. Например, каббалистический кватернер Иезекииля.
Точно так же описан динамический путь внутри индейской мандалы.
"Одним из важнейших инструментов, которые используются в традиции американских индейцев, является магическое колесо. Эта на первый взгляд простая модель мира представляет собой сложный, многоплановый и таинственный символ, наделенный мистической и философской глубиной. Опытным ученикам рассказывают, как использовать магическое колесо в качестве карты, ведущей к их сокровенной сущности. Четыре направления колеса соответствуют категориям как внутренних, так и внешних качеств: Юг символизирует веру и непорочность, Запад является домом священных грез, смерти и возрождения, Север означает мудрость и силу, а Восток - просветление.
Ключ к использованию магического колеса - это движение, путь, по которому человек переходит от одного направления к другому в процессе обучения. Так, женщина, живущая в вере и непорочности на Юге магического колеса, может продвинуться вперед, набравшись опыта в ряде жизненных ситуаций, и достичь состояния мудрости и силы на Севере. К этой точке мудрости она пришла из материалистической жизни, которую символизирует Юг, к духовности, которую символизирует Север. Ключом к дальнейшему развитию является опять-таки движение. Поскольку она двигалась с Юга на Север в духовных поисках, ей следует теперь двигаться с Севера на Юг, чтобы воплотить достигнутое. После этого ей предстоит обратное движение на Север, чтобы проявить дух, и так далее". (Линн Эндрюс, "Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек")
Меня пробило, казалось бы, очевидное - буддийские мандалы нужно воспринимать как явления непрерывного спирального движения в качестве, а не кольцевого. Кольцо это просто привычка к "сансарыйн хурдэ", она бесперспективна)). Сансара неизменна и ничему не учится.